Последний поход, или Дело девятерых
Февраль 1959. Уральские горы.
К месту последней стоянки погибшей группы Игоря Дятлова прилетает из Москвы майор КГБ Олег Костин (Фёдоров).
Что случилось с туристами – абсолютно непонятно.
Однако Олег, во время войны ставший участником неких загадочных событий, проверяет все возможные версии, не исключая самых невероятных.
В конце концов, понимая, что, пожалуй, отыскал причину смерти ребят из группы Дятлова.
Загадка гибели туристов около горы Отортен не разгадана до сих пор, и вряд ли может быть раскрыта без помощи машины времени. Зато версий трагедии существует огромное количество. Непаханое поле для догадок, теорий и споров. Например, создатели американской полнометражной картины в стиле «найденной пленки» «Тайна перевала Дятлова» (http://perekat.kiev.ua/тайна-перевала-дятлова-2013-рецензия-об/ ), даже привязали гибель туристов к Филадельфийскому эксперименту.
Соответственно, обвинять постановщиков сериала 2020-го (некоторые из которых участвовали в создании нашумевшей «Эпидемии») в том, что «не так все было», попросту нелогично. Они делятся с нами своей точкой зрения, и делают это достаточно интересно.
В первую очередь стоит отметить структуру проекта, опирающуюся на идеи, отлично реализованные в сериале «Призраки дома на холме».
В четных и нечетных сериях зритель оказывается в разных отрезках 1959 года. Серия – расследование. Серия – непосредственно поход группы Дятлова. Переключения временных линий подано аккуратно и корректно. Дверной звонок, раздавшийся в апреле, продолжается трелью в январе. Дверь, открытая в одном времени, открывает путь в другое. Предмет, опускающийся на стол в настоящем, через секунду оказывается в былом. Хрономоментов не так много, как в тех же «Призраках» или «Женщинах», где они становятся настоящей фишкой, но все равно приятно.
При смене времени действия и чередовании серий также происходит переход с цветного на черно-белое изображение, меняется шрифт титров (с теплых «ламповых» завитушек на казенные буквы печатной машинки) и даже формат кадра — с привычного нам на квадратный. Эстетствуем помаленьку. Стилистика на уровне – четко отделяя прошлое от настоящего, настраивая на нужное восприятие.
Хватает флеш-беков и внутри серий. Они связаны с военным прошлым некоторых (конкретнее двух) героев. Причем показывают нам исключительно весну 1945 года, и действия советской армии на территории Германии. Не столько бои, хотя и они встречаются, скорее различные аспекты железной поступи Советской армии, раздачу «сестрам по серьгам», и необычные встречи, ждущие некоторых бойцов. Эти же врезки отвечают за некоторые моральные нюансы действий победоносных войск на этапе завершения войны. Они же формируют личность одного из ГГ, оказывая воздействие на ход событий в целом.
Отлично смотрится уральская (точнее алтайская – снимали на Алтае) природа: горы, покрытые вековым лесом, огромные деревья, бескрайние белые равнины. Местные красоты почти не теряют очарования даже в черно-белом варианте. И снег, везде и постоянно снег. Независимо от времени действия: зимы или весны – снег. Сперва создается впечатление, что ни одна сцена не проходит без белых хлопьев, летящих за окном или тающих на лицах героев. Потом оказывается, что дни с чистым небом все же бывают, но редко.
Горы, бураны, метели, тонкая лента расчищенной дороги среди царства снегов, показывают ничтожность человека перед лицом величественной и жесткой природы. Напоминают о том, что на земле имеются иные силы, помимо индустриализации с прогрессом. Силы, привычные местным манси, и позабытые цивилизованными людьми.
Сериал получился атмосферным. Дикая, чарующая природа. Антураж 50-х с автомобилями, рюкзаками-«колобками», забавными аутентичными шапочками – предками «петушков», обстановкой, одеждой того времени.
Но главное – дуновением роковой тайны и мистической загадки.
Обреченность веет не только над черно-белыми сериями, показывающими живых, веселых, полных сил ребят и девчат, отправляющихся в роковой поход. Она не только в снящихся ужасах, могилах на пути или порывах ветра. Тут все понятно – зритель четко знает – все герои умрут очень скоро (о чем предупредительно напоминают титры типа «8 часов до гибели группы»). Все эти люди, мечтающие, любящие, строящие планы, очень скоро станут промерзшими насквозь кусками мяса. Это, знаете ли, внушает.
Но и цветные серии, несмотря на романтическую линию, трудно назвать оптимистичными. Смерть студентов дотягивается до действующих лиц даже через месяцы.
Версий гибели туристов постановщики перебрали немало, зацепив практически все наиболее распространенные теории. НЛО, агент КГБ, испытание неведомого оружия, жуткая погода, обвал снега, менты-браконьеры, злые духи, охотники-манси, дикие животные, бежавшие зеки, преследующие их охранники, нарушенный покой культовых мест аборигенов, ссоры из-за девчонки. Поработал наш майор, закатав рукава, ничего не скажешь.
Понятно, что некоторые моменты реальной истории создатели сериала проигнорировали, некоторые упустили, ну так они и не собирались снимать документальное кино. А у художественных фильмов свои законы. Главное, что они подталкивают полистать источники и вспомнить хороших людей.
Из актеров черно-белых серий больше всего запомнились девчонки. Зинаида – обстоятельная, серьезная, ведущая дневник, влюбленная в Дятлова. И Люда – веселая, шебутная, ждущая большого чувства. Парни меньше выделяются, зато вся группа вместе смотрится мило и гармонично. Молодняк, способный подурачится, устроить кучу малу, покидаться снежками, побеситься, петь песни до утра, идти километрами по пересеченной местности, спасать товарищей, помогать незнакомцам.
С Константином разве что нехорошо получилось, непедагогично и с моральной точки зрения неправильно — делай значит добро, а оно вона как аукнется…Это что же надо творить по мнению постановщиков в такой ситуации? Всех сдавать в соответствующие органы?
Егор Бероев («Адмирал», «Август. Восьмого») на фоне детворы смотрится натуральным аксакалом. И хотя актерских подвигов не совершает, каши не портит. А вот его персонаж стал прямо-таки сюжетообразующим, как для ситуации, так и для майора. Заодно показывая роль случайностей.
Майор Костин (Фёдоров («Сталинград», «Беглецы», «Дуэлянт», «Ледокол», «Аванпост», «Спутник») – неплох. Пижон в шляпе и щегольских ботиночках (в лютый мороз!), цитирующий Гамлета и размышляющий о его переводах. Капитан разведки, столкнувшийся в Германии с загадочными вещами. Хорошо служивший духу войны. Потерявший в боях своих друзей. А в тылу – родных. Уставший, выжженный изнутри. Несущий внутри тяжелую тайну. Начинающий понемногу оттаивать после встречи с Катериной.
Федоров, как всегда, практически не демонстрирует внешних эмоций. При этом потихоньку растет как актер, выстраивая свою игру на внутренних переживаниях. Порой получается приятно. Вспомним хотя бы монолог за столом у Катерины.
Мария Луговая («Белая гвардия», «Охота на дьявола») – очаровательна, и ошарашивает неженской профессией.
Встречаются забавные и нелогичные моменты, как то майор фотографирующий НЛО на фотоаппарат 50-х как на смартфон, или немецкий самолет в весеннем небе Германии 1945-го, гоняющийся за одиноким грузовичком. В то время, когда вероятность встретить в небе то самое НЛО была повыше, чем увидеть нацистский истребитель.
Есть приколы типа Бори Ельцина, чудом сохранившего себя для российской демократии, или ситуации с Егоровым и знаменем над рейхстагом.
Оператор любит поиграть с отражениями, глубиной кадра. Периодически дарит странную точку зрения, будто со стороны умерших, из-под воды, как бы изнутри по отношению к приближающимся героям. Да и классических хоррорных моментов (особо внушил ночлег майора на перевале), увиденных во снах, хватает. В общем, нагоняем мистику помаленьку.
А вот манера российских постановщиков пускать громкую музыку при тихом голосе героев, музыку, напрочь глушащую диалоги, достала до печенок. Скажите им кто-нибудь, что саунд надо ставить потише, а разговор персонажей погромче!
Эрго. Небезынтересный антуражный проект, показывающий свою версию разгадки «главной мистической тайны СССР».
Режиссер: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Степан Гордеев
В ролях: Пётр Фёдоров мл., Мария Луговая, Андрей Добровольский (II), Иван Мулин, Александр Метелкин (II), Маша Мацель, Ирина Лукина (II), Максим Емельянов, Егор Бероев, Евгений Антропов, Роман Евдокимов, Юрий Дейнекин, Максим Костромыкин, Алексей Бардуков