Пепел и сталь, Сандерсон Б.

pepel_stalБрендон Сандерсон «Пепел и сталь». — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2010. (Серия: Мастера меча и магии) (1-й роман трилогии «Рождённый туманом»)

Туманное искусство алломантии или Свобода! Равенство! Братство!

Давным-давно бессмертный Лорд-правитель сокрушил Бездну, способную разрушить этот мир. С тех пор прошла тысяча лет, и все это время победитель недрогнувшей рукой правил Последней империей. Те, кто в свое время пошли за Повелителем, стали знатью империи, аристократией, владеющей алломантией, основанной на управлении 10 металлами. Остальные превратились в работников-скаа, существ низшего сорта, презренных и презираемых.

Так продолжалось бы еще тысячу лет, если бы не Кельсер, единственный выживший в Ямах Хатсина. Там обычный, пускай и удачливый вор превратился в Рожденного туманом, алломанта, которому подвластны все 10 металлов. Алломанта, искренне ненавидящего Лорда-правителя, поломавшего прежнюю жизнь Кельсера. Алломанта, жаждущего уничтожить Последнюю империю и ее Повелителя.

И, вместе с командой лучших представителей воровского дна, всерьез взявшегося за дело.

 

«Пепел и сталь» — второй увидевший свет роман Брендана Сандерсона, в 2006-м молодого и подающего большие надежды автора. К 2016-му широко известного фантаста, активно переводимого последние пару лет на «великий и могучий».

Идея романа была вдохновлена фильмами про команды воров-профессионалов. А также концепцией мира, живущего под пятой «Черного властелина». Из этих двух компонентов возникла интересная трилогия, завершение которой в прошлом году, наконец, добралось до русскоязычного читателя.

Я познакомился с творчеством Брендона благодаря шикарному «Обреченному королевству» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/обреченное-королевство-сандерсон-б/), эпическому фентези, погружающему нас в мир с отличными от нашего физическими (!) законами. Затем мне в руки попалось забавное «Стальное сердце» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/stalnoe-serdce-sanderson/), представитель второго горячо любимого Сандерсоном поджанра – подростковой фантастики.

«Пепел и сталь» объединил в себе обе эти грани творчества Брендона. Один из протагонистов находится как раз в пубертатном периоде, и, хотя «эпика» в «Пепле» маловато, «локация» мира, где происходят события, не раз порадует нас интересными открытиями.

До «Обреченного королевства», роман впрочем, изрядно не дотягивает, но любители качественного фентези получат немало удовольствия от чтения.

Сперва о достоинствах Mistborn: The Final Empire.

Главная «фишка» романа – это мир. Мрачноватый, недружелюбный, с серой, дышащей на ладан листвой, регулярно сыплющемся с неба пеплом и нагоняющим жуть туманом, полном зловещих призраков. Мир, где осколок божества, бессмертный Лорд-правитель, сокрушив жуткую угрозу, стал не справедливым и мудрым властителем, а фактически Темным владыкой, держащим под пятой миллионы бесправных скаа.

Мир, породивший одну из самых интересных фентезийных магических систем. Системы под названием алломантия, адепты которой принимают вовнутрь, а после используют 10 металлов. «Зажигая» железо или сталь, свинец или латунь «туманщик» может управлять металлом, притягивать и отталкивать предметы содержащие хоть небольшую его частицу, и даже летать, или совершать огромные прыжки. Может влиять на чувства людей, разогревая или наоборот усмиряя бурление страстей. Может увеличивать свою силу, и обострять все чувства. В общем возможности открываются обширные. Но и последствия могут случиться неприятные. Использовав не чистый алломантический металл, а его обычный промышленный аналог, маг рискует сильно навредить своему здоровью (вплоть до летального исхода). А как вам возможность «подсесть на иглу», чересчур часто используя определенные металлы, и фактически становясь «свинцовым» наркоманом?

Плюс не забываем, что наши герои относятся к тем самым «бесправных скаа», и практиковать алломантию им запрещено в принципе. А за соблюдением закона следят в частности безжалостные «стальные» инквизиторы, эдакие терминаторы здешнего мира.

А ведь есть еще Хранители с их ферухимией, отдельной системой накопления полезных возможностей, причем довольно интересной и оригинальной. И загадочные Колоссы, не разыгранная козырная карта Лорда-правителя. И отвратные туманные призраки, оказавшиеся чем-то большим, чем кажется поначалу. И неведомый 11 металл. И интриги среди знати (пускай вяловатые). И…

Также хорошей находкой стали обрывки дневников Лорда-правителя, наглядно демонстрирующие его эволюцию из нормального парня в «что выросло – то выросло».

И не совсем типичные для фентезюх начальные условия. Очень Черный Маг, выдвинувшийся из народа. Отсутствие как класс, светлых королевств или рас, служащих добру. Империя, в которой злобно угнетают большую часть населения по классово-рассовому признаку, причем воздействуя на чувства рабов не только физически, но и магически.

В общем, читателя ожидает не описание классической войны света с тьмой (твои пацаны туда, мои сюда), а лютадельского бунта. Бессмысленного и беспощадного.

А уж финальный твист вышел у Брендона на пятерку с плюсом. Тут никаких вопросов, одни «бравушки».

Но хватает у романа и недостатков, не позволяющих занести его в бессмертные анналы фентезийных летописей.

— Легковесное начало и неторопливое продолжение. «Друзья Оушена», без особых сомнений берущиеся за абсолютно неподъемную задачу. Отбить самый ценный ресурс в государстве? Легко. Захватить столицу с 20-тысячным гарнизоном, туевой хучей магической аристократии и лично суперкрутым Повелителем? Не вопрос. Устроить Великую октябрьскую революцию? Да, пожалуйста. Повалять тысячелетнюю империю? Нет проблем.

Кельсер со товарищи выглядят эдакими недорослями-«геймерами», двигающими фигурки по нарисованной карте. Пускай со временем протагонисты начинают понимать, во что ввязались, и их действия оказываются более обоснованными, чем в завязке романа, но нехороший осадочек по отношению к бравым ворам остается.

— Отсюда и второй момент, не слишком радующий при прочтении.

Персонажи. Они вполне адекватны, и назвать их неудачей Сандерсона нельзя. Но и серьезным успехом, язык тоже не поворачивается.

Фактически главных героев у нас ровным счетом два.

Кельсер. Бывший вор-полукровка, брошенный в Ямы умирать, и неведомым образом ставший Рожденный туманом. Вор, сохранивший в сердце ненависть к Повелителю империи, лишившему Кельсера любимой жены. Веселый, харизматичный, неунывающий, верящий в себя. Порой даже чересчур. Сперва легкомысленный, затем все больше проникающийся ответственностью. Все вроде в порядке, по канону. Но полного сопереживания и сродства с персонажем лично у меня не возникло. Не зацепил.

Так же и Вин. Юная воровка, недоверчивая до жути, пребывающая в самом рассвете пубертатной бури, по этому поводу совершающая кучу глупостей. Влюбляющаяся и переживающая нехилые перемены. Мило. И позволяет раскрыться окружающим ее людям. Но мне этот тип героев в принципе не по душе (крайне редко они в состоянии тронуть циничное сердце), и Вин не стала исключением.

Вроде и придраться особо не к чему. Но не греет.

Еще один момент, добрых две трети книги отбирающий очки у творения Брендона. А где собственно, антагонист? Лорд-правитель? Так он появляется на последней полусотне страниц. Эффектно появляется, не спорю. А до этого? Обезличенные «стальные» инквизиторы? Не тянут. Аристократическое стадо? Ваще без шансов. В общем, нет такого. А без антагониста как-то знаете ли грустновато.

Эрго. Качественное фентези с интересным миром, шикарной магической системой и бравым финальным твистом. Но не без недостатков, среди которых легковесное начало, не идеальные герои и долгое отсутствие на арене антагониста.

Не восхитительное «Обреченное королевство», к сожалению, но читать вполне можно.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.