Падение Трои (Troy: Fall of a City), сериал, 2018

«Я — Агамемнон, герой богоравный и славный! Более тысячи стадий два пальца моих разделяют!», или Погостим в Илионе?

Отправляясь за сбежавшей коровой, сын пастуха Парис (Хантер) аж никак не ожидал встретить в лесной чаще трех богинь, избравших его арбитром в споре, кто из них прекраснее. Парис выбирает Афродиту, пообещавшую ему любовь самой красивой женщины на земле.

Вскоре выясняется, что Парис на самом деле Александр – сын царя Трои Приама. Который отправляет новообретенного сына с посольством к спартанскому владыке Менелаю. Менелаю, жену которого Елену, называют прекраснейшей женщиной мира.

 

Вслед за «открытиями» на тему жизни средневековой Франции и тех, «кто во всем виноват» — «Падение Ордена» (http://perekat.kiev.ua/падение-ордена-knightfall-тамплиеры/ ), телевизионщики обеспечили нам визит в еще более мифические времена. Под стены Трои.

С одной стороны этим они избегают обвинений в неисторичности. Ну, какая к олимпийцам историчность в мифах? С другой – описание троянской войны звучит как минимум в классической Иллиаде, и слишком вольное обращение с первоисточником все равно может вызвать поток критики.

Создатели Troy поступили ожидаемо. Большинство ключевых моментов на месте. Основная канва ленты выдержана в классическом стиле мифа и творения Гомера, и вполне угадывается, а в ее широкие объемы сценаристы долили изрядно отсебятины. Когда вменяемой, когда не очень.

Во-первых, они сместили акцент на троянцев, что свежо и приятно, ведь обычно в фокусе историй и мифов — греки. Что у Гомера. Что в картине с Брэдом Питтом. Что в абсолютно шикарных книгах Г. Л. Олди «Одиссей» и Валентинова «Диомед». И вот мы поимели возможность познакомиться поближе с жителями крепкостенного Илиона.

Именно отсюда возникает следующая сильная сторона сериала.

Ведь постановщики уделили массу внимания героям и наполнили образы, знакомые из мифов. Причем по большей части удачно.

Парис (Хантер), оказывается не хлюпик и мямля, выезжавший всюду на загривке Афродиты, а нормальный, адекватный парень. Страшный бабник, балагур и весельчак, любящий вино, женщин и внимание (что порадовало – Парис с Еленой даже пытались поспорить с богами и избежать развития отношений. Понятно, что не вышло, но они хотя бы попробовали). Причем такой он лишь поначалу. Потом образ Александра активно развивается. Он начинает понимать, что именно его неудержимый лингам навлек на Трою разорение и кровопролитие. Что именно он виновен в смерти тысяч горожан, пытающихся остановить греков. Он старается приносить пользу городу, умнеет и становится крепче. К финалу это уже не тот смазливый пацан, считающий себя любимчиком богов, а битый жизнью мужик.

Объемным вышел и образ Елены (Дэйн). Несчастная женщина, используемая мужиками как вещь и символ собственной мужицкой крутости. Бросившаяся как в омут во впервые пришедшую к ней любовь. Желающая простого человеческого счастья. Чувствующая себя приживалкой в Трое. Послужившая невольной причиной падения Киликии и ввязавшаяся в откровенно шпионскую историю. К завершению придавшую образу слишком ужу неожиданно-спорную трактовку. Финальные измышления постановщиков насчет Елены стали одним из самых неоднозначных моментов сериала.

Остальные троянцы выглядят послабее. Весь из себя правильный Гектор – классический пример: «а еще я в нее ем», хотя жену любит, этого не отнять. Приам с Гекубой, периодически страдающие по поводу своих действий много лет назад. Андромаха, активно жаждушая ребенка и «крысящаяся» на Елену. Кассандра, «работающая» пациенткой домашней психушки.

Из греков создатели сериала больше всего раскрыли Агамемнона с Менелаем, Одиссея да Ахиллеса. Так чтоб до глубины души, не поразил ни один из них. Хотя, в общем, довольно крепко.

Агамемнон (Харрис), пожертвовавший дочерью, все дальнейшей время потихоньку «едет крышей». И думает уже не о власти, а о том, что он натворил ради этой само власти.

Менелай (Армстронг) вышел невнятным и аморфным человеком. По классике – никакой. Не красавец, не урод, не румян, не бледен. Не трус, не храбрец, не из первых воинов, но и не из последних, умом не блещет, но вроде не идиот. Вроде и убить не за что, но и видеть его неохота.

Одиссей (Моул) не очень-то смахивает на «мужа, преисполненного козней различных и мудрых советов». Да, на фоне остальных героев смотрится мудрецом, и действительно мозгами иногда шевелит. Порой даже решения некие удачные принимает. Но нет в нем мощи и глубины настоящего царя Итаки и хитроумного героя мифов. Особенно по сравнению с олдевским Одиссеем.

Ахилл (Гяси) тоже смотрится странновато. Сперва вообще дуб-дерево. Потом к середине сериала, начинаешь понимать, о чем эта песня. Нам показывают бойца настолько крутого, что он живет лишь те несколько секунд, пока убивает более-менее достойного противника. При этом поведенного на принципах, чести и воинской доблести. Но поведенного скучно-лениво-иронично. Неоднозначный образ. И я даже не акцентирую сейчас внимание на том, что величайший герой Эллады того времени – негр. Боги его знают, что там в генах у мирмидонян, а уж какого цвета кожа у нимф, и подавно неизвестно. Беда в том, что сыграно Ахиллеса уж слишком вальяжно-невозмутимо. Страсть где?

В-третьих, честно обозначили настоящие причины троянской войны. Не Елена с Парисом виноваты, а экономика, будь она неладна. Пряности, торговля, контроль над проливами Азии. И если бы Елены не было, Агамемнону и ахейцам ее нужно было срочно выдумать.

В-четвертых, нам подарили неплохую атмосферу и целый ряд интересных кинематографических моментов. Пара-тройка берущих за душу контрастных переключений. К примеру, сцена встречи возлюбленных, перемежаемая гибелью бойцов в сражении. Или секс Елены с Парисом, на который накладывается жертва Ифигении. Или одновременного тройного визита Артемиды в разные локации.

При этом спорных моментов, несуразностей и недочетов в «Трое» также полно.

-Слабенькие сражения. Те, что есть, а битв показано буквально пару штук, сняты неакцентировано, мельком, аппликацией, сумбурными «крупняками», нарезкой стоп-кадров. В общем, сделано все, чтобы скрыть бедность массовки и ее необученность. Поединков тоже мало, и сделаны они пресновато (разве что Ахиллес VS Гектор немного выделяется). Сколько не ругай «за излишние вольности» «Трою» 2004 года, к сражениям и боевой хореографии те ребята подошли с душой. В отличие от создателей этого сериала.

-Активно педалитрующаяся политкорректность. Ахиллес – негр? А почему бы и нет, если половина олимпийцев, включая Зевса – афрогреки? Ну, нормально же – у ахейцев боги негры, у африканцев небось – белокурые эллины. Глобализация же!? Ну и Менелай – «цивилизованный муж», и феминистические настроение Елены в ту же копилку.

— Часть дополнений от сценаристов воспринимается с изрядным удивлением.

Ахиллес, гуляющий в Трою как к себе домой.

Вездесущий шпион от Одиссея – местный Джеймс Бонд греческого разлива. Штирлициада вокруг слуги, заметившего визит Ахиллеса к Елене.

Копание туннелей от забора до обеда, в смысле до соседнего города. Вдобавок оттуда роют навстречу и что забавно, даже не промахиваются мимо троянских коллег-копачей.

Туповатая тема с пророчеством вокруг Париса. Ну чем вам поможет мертвенький Парис, когда ахейцы уже сидят под стенами? Не уйдут они оттуда, хоть ты десять Парисов зарежь. Не уйдут, пока Троя не «пригнется», и контроль над проливами не отдаст.

Безалаберные троянцы, позволяющие уводить лошадей из городских конюшен. Правда, греки тут же отвечают им взаимностью, в сцене с припасами, сваленными в сторонке на берегу под охраной одного часового.

Хит сезона со вторыми воротами в финале. Вы их закрывать не пробовали? Вообще-то стена как раз и предназначена для того, чтобы малыми силами сдерживать крупные толпы нападающих. Нет. «Мы их не удержим!». Да что вы говорите!

В общем, понятно, что вам хронометраж нужно накручивать, но можно было бы повменяемей сюжеты сочинить.

-Общая затянутость. Многовато воды, из восьми часовых серий парочку можно было смело выбросить без малейших последствий для сюжета.

-Мало богов. Понятно, что сериал бюджетный, и на спецэффекты рассчитывать нечего. Но можно же было и без компьютерной графики поактивнее ввести олимпийцев в дело. И где все-таки Арес???

-Все сюжетные твисты, вводимые постановщиками для эффекта неожиданности (типа полета Александра и его последствий) нивелируются железной предсказуемость общей канвы. Та же проблема что и с «Падением Ордена». Как не крути, а Трое не устоять (как и тампилерам).

Эрго. Визуализация «Илиады» с вариациями и дополнениями. Местами затянутая, местами спорная, местами бюджетная, с невнятными сражениями и активной политкорректностью. Но при этом дающая нам возможность получше узнать сынов Илиона и чуток погостить в мифе.

Режиссер: Марк Брозел, Оуэн Харрис

В ролях: Луис Хантер, Белла Дэйн, Дэвид Трелфолл, Фрэнсис О`Коннор, Том Уэстон-Джонс, Джозеф Моул, Джонас Армстронг, Хлоя Пирри, Джонни Харрис, Дэвид Гяси, Эйми-Ффион Эдвардс, Кристиан Шумби, Карл Бьюкс, Гарт Брейтенбах, Лекс Кинг

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.