Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры». —М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007 (Серия: Мастера фэнтези), 1-й роман цикла «Благородные подонки»
Благородный гений авантюры, или Аферист, бичующий аристократию
Локки Ламора был вором. Необычным вором. По молодости случалось и мелочь по карманам тырить, и кошельки у прохожих срезать. Но потом маленькому Локки сообщили, что главное его воровское оружие не ловкие пальцы, и не гибкость, позволяющая пролезать в окна. А мозги. Мозги, хорошо подвешенный язык, и актерский дар, позволяющие проворачивать гениальные аферы, «разводя» аристократов на огромные деньги.
Правда, все его действия в корне нарушали Тайный Договор, заключенный между капой Барсави, преступным владыкой города и герцогом Никованте. Договор, согласно которому аристократия остается неприкосновенной для Правильных людей Каморра.
И если о действия Локки узнает хоть кто-нибудь, а особенно его коллеги или Тайная полиция герцога, Благородному подонку не позавидуешь.
Вдобавок к Ламоре проявил нездоровый интерес Серый Король – загадочный убийца, объявивший войну капе Барсави.
А значит, Локки придется напрячь до предела все свои серые клеточки и незаурядные таланты, чтобы выпутаться из создавшейся ситуации, грозящей прервать не только воровскую карьеру, но и саму жизнь предводителя банды Благородных подонков.
Американец Скотт Линч перепробовал в своей жизни множество занятий. Официант, повар, веб-дизайнер, офис-менеджер, даже пожарный. А затем, в 2006 году его дебютный роман «The Lies of Locke Lamora», собрал несколько премий и номинаций, и позволил надолго определиться с родом занятий – писатель. Получилось неплохо. В планах у автора около семи книг цикла «Благородные подонки» или «Джентльмены-ублюдки», в общем Gentleman Bastards.
Цикла интересного в первую очередь любителям авантюрного фентези и ярких героев.
Главный герой вышел у Линча на диво привлекательным. Великолепнейший актер, гений мошенничества и обмана, эдакий продвинутый и более удачливый аналог Остапа Бендера. Весьма неглупый парень с расторможенными мозгами. Да, он натуральный криминальный элемент, «урка», предводитель банды. Но долгое время показывает себя адекватным человеком, употребляя свои таланты для отъема денег лишь у богатых обитателей Каморра. Тем неприятнее резанула по глазам сцена с официантом, заставившая вспомнить, что вор всегда остается вором и смотрит на мирных обывателей исключительно как на дойную корову. Хотя может быть именно на этом Линч и хотел сконцентрировать внимание читателя. Мол, приятный и улыбчивый парень это конечно хорошо, но если придется, без штанов он вас оставит за милую душу.
Авантюра и приключение в The Lies of Locke Lamora также на высоте. Изысканные аферы Локки, за которые ему непременно нужно выдать актерский «Оскар», и не один. Нелегкие воровские будни Правильных людей. Смертельное противостояние капы Барсави и Серого Короля, в какой-то момент вплотную задевшее протагонистов. Герцогская спецслужба, потихоньку сужающая круги вокруг нашей грозы аристократов — Бича Каморра. Схватки, убийства, «разборки» – полный набор признаков каморрского дна. Тайный договор между криминалом и властями города, защищающий аристократию с полицией, и фактически отдающий в руки ворам остальных жителей города.
Но это ж фентези, спросите вы, где же магия? Есть, как не быть. Ее в романе немного, занимаются ей исключительно дорогущие контрмаги, жители отдельного города Картена, но проявляется она в самые что ни на есть ключевые моменты сюжета, оказывая на его ход определяющее воздействие. Кстати, за город-государство, контролируемый чародеями, создавшими монополию на магию, автору отдельное спасибо: глобализация на марше, и фентези не исключение.
Действие происходит в не сильно оригинальном, но интересном мире, напоминающем нашу Италию XI-XIV веков. Города-государства, где в ходу вполне апеннинские названия и термины. Каморр с его островами и каналами, наполовину списанный с Венеции.
К счастью хватает и отличий. Самое главное, что Каморр построен на островах в заливе, где водятся самые разнообразные смертельно опасные морские твари. В частности гигантские кальмары и до одури агрессивные волчьи акулы, весьма недурно выпрыгивающие из воды. Понятно, что купание в этих водах становится своеобразной разновидностью русской рулетки, а дайвинг вряд ли разовьется в принципе. Но люди не были бы людьми, если б не приспособили хищников для своего развлечения. Именно волчьи акулы стали гвоздем Зубастого Шоу, самой яркой части Речных Игрищ. Шоу, во время которого гладиаторы вступают в смертельную пляску с этими прыгающими тварями. Неординарное, доложу я вам, зрелище.
Свезло все же нашей Венеции, что Средиземное море не отличается таким количеством хищников как Каморрский залив. А то туристическая слава Италии имела бы неплохой шанс достаться кому-нибудь другому.
Также из интересных «фишек» романа стоит упомянуть неких таинственных созданий, оставившие в наследство нынешнему поколению сооружения из неразрушимого Древнего стекла, и проистекающий оттуда каждый день Лжесвет. Вполне возможно, что они еще сыграют свою роль в следующих томах цикла.
Герцога Каморра, добровольно заточившего себя и семью в Пяти башнях.
Призрачный камень, способный сотворить из любого существа его «кроткую версию», полностью теряющую интерес к жизни и память.
Конечно же, дорогой аустерсхолинский коньяк из Эмберлина, не вызывающий похмелья. Похоже, абстинентный синдром автору (как и большинству из нас) знаком не понаслышке, и он решил хотя бы в воображаемом мире изобрести алкоголь, от которого на утро не болит голова. Как я его понимаю!
Также Скотт порадует читателя двумя временными линиями: основной и интерлюдиями, возвращающими нас в разные моменты детства и юности главного героя. Читается на удивление мило и гармонично, по кусочкам формируя цельный и полнокровный образ Локки Ламоры.
И неожиданным твистом в середине романа, меняющим авантюрное, порой жизненно-грубоватое, но все равно легкое, иногда даже легковесное повествование — кровавым, гораздо более мрачным. Превращающим балладу о золотом мальчике Робин Гуде в сагу о повзрослевшем не по своей воле графе Монте Кристо. Нетипичный и весьма сильный прием, с ходу добавляющий роману Линча не одну сотню вистов.
Пускай роман не идеален. К примеру – слишком уж мощными фигурами выглядят те самые контрмаги. И это при том, что никто из сильных мира сего в Каморре не озаботился способом противостояния их силе. Понимаю, нанять такого визарда дорого, но хоть амулетами какими разживитесь, у тех же контрмагов, сигнальными системами. Благо, насколько я понимаю, для этих волшебников главное своевременная оплата услуг, а не кассовая солидарность. Не выглядят они пока единой силой со строгой вертикалью власти (по крайней мере, в том, что не касается их телесной целостности), скорее жадными до денег индивидуалистами.
Маловато в этом мире людей, думающих мозгами, а не другими частями тела. Да и сам мир раскрывается по большей части с точки зрения ворья и совсем чуть-чуть аристократов. Хотелось бы более обширной картины.
Но при всем этом «Благородные подонки» с ходу занимают высокое место на фентезийном пьедестале, обещая нам еще массу захватывающих приключений.
Эрго. Интересное авантюрно-криминальное фентези, на полпути резко и внезапно меняющее стилистику, мотивацию персонажей. Может похвастаться яркими приключениями, качественным протагонистом, хорошей динамикой и парой забавных «фишек» здешней реальности. Кстати, без финального твиста читатель также не останется.