Голландец по происхождению, без которого сложно представить историю кино 90-х. Начинавший как постановщик пропаганды для морской пехоты Нидерландов. Человек, открывший для большого экрана Рутгера Хауэра. Первый номинант «Золотой малины», лично принявший это «отличие». Классик кинофантастики. Cамый дерзкий и уверенный сатирик Голливуда. Заядлый критик капиталистических ценностей.
Пауль Верхувен родился 18 июля 1938 года в Амстердаме. Среди увлечений мальчика явно значились точные науки, ведь после школы парень поступает в старейший университет Нидерландов – Лейденский. Где плотно изучает именно физику с математикой. Однако на сто процентов со своим будущим Пол еще не определился, также поступив на режиссерские курсы Нидерландской академии кино и телевидения.
После окончания ВУЗа Верховен посвящает какое-то время военному флоту, где снимает ура-патриотичные ролики о морской пехоте.
Отдав долг родине, парень начинает работу на голландском ТВ, неплохой площадке для начинающего режиссера. Набив руку на короткометражках и документалках, Пол приступает к своему первому сериалу.
«Флорис» (1969), сага о странствующем рыцаре, наполненная схватками и сражениями, где впервые Верховен продемонстрировал свои, вскоре ставшие фирменными, приемы. Реалистичность, яркость, наполненность действием и, конечно, жесткий юмор на грани с сатирой. 1969 стал знаковым еще и знакомством Пола с его любимым актером на долгие годы — Рутгером Хауэром. В будущем — брутальным символом мужества 80-х.
Через два года происходит дебют Верховена в полном метре.
«Дело есть дело», комедия о двух амстердамских проститутках, с качественными актерскими работами, и твердой, грамотной режиссурой.
Следующая картина Верховена стала одним из наиболее коммерчески успешных голландских проектов, а также был выдвинута на Оскар (в номинации «лучший иностранный фильм»).
«Турецкие сладости» (1973), наполненный эротизмом рассказ о любви фрондирующего скульптора Эрика Вонка, и девушки из буржуазной семьи Ольги Стапельс, на фоне сексуальной революции 70-х. На тот момент лента была принята довольно неоднозначно и сопровождалась громкими скандалами. Но уже к концу 90-х «Турецкие сладости» заняли достойной место в европейском кино, получив национальную награду как «Лучший голландский фильм столетия».
Именно после этой ленты, карьера что Верховена, что Хауэра (сыгравшего Эрика) по-настоящему пошла в гору.
Следующим знаковым фильмом нашего именинника стал «Солдат королевы/ Оранжевый солдат» (1977), стильная, психологичная, биографическая история о судьбах четырех друзей, попавших в жернова Великой бойни. Между прочим, на тот момент самый дорогой фильм, снятый в Нидерландах, установивший в 1977 рекорд посещаемости не только здесь, но заодно и в Бельгии. В одной из главных ролей, конечно же, неподражаемый Рутгер.
1979 – «Заводные/Лихачи» — эпатажная спортивная лента о юных мотогонщиках, спешащих взять от жизни все, и не очень задумывающихся о последствиях.
1983 – «Четвертый мужчина». Мистический (или псевдомистический) триллер, наполненный сексуальностью, издевкой, символикой, фантазиями, видениями и противоречиями, так и не дающий четких ответов на поставленные вопросы. Зато принесший Полу две премии за режиссуру и одну лучшему зарубежному фильму (от кинокритиков Лос-Анджелеса).
Лентой, завершающей первый «голландский» период творчества Верховена, стала великолепная в своей откровенности «Плоть и кровь» (1985). Первая его работа, снятая на английском — натуралистичная, атмосферная, с шикарной работой актеров, великолепными костюмами и декорациями, стала культовой в определенных кругах и окончательно оформила Полу пропуск на голливудские холмы. К сожалению, принесла «Плоть и кровь» и не столь сладкие плоды. Когда во время съемок начались терки между Верховеном и продюсерами картины по поводу сюжета, Рутгер имел глупость поддержать последних. Это был конец сотрудничеству, продолжавшемуся 16 лет.
Начало романа с Америкой удалось Полу как нельзя лучше.
«Робот-полицейский» (1987). Мало кто, особенно из поколения, заставшего видеосалоны, хотя бы краем глаза не видел знаменитого Робокопа. Рассказ о погибшем полицейском, ставшем практически неуязвимым киборгом, собрал в прокате 53 с лишним лимона долларов, и стал основой для сиквелов, сериалов, комиксов и видеоигр. Это не считая «Оскара» и двух номинаций на статуэтку, ещё 8 наград и 7 номинаций.
Но как не был хорош дебют в стране победившей демократии, продолжение вышло еще лучше.
«Вспомнить всё» (1990) по мотивам рассказа Филипа Дика. Легендарная лента с Арнольдом Шварценеггером, пребывавшем в поре расцвета, на долгие годы стала мерилом для кинофантастики. И как показала недавняя попытка ремейка, до сих пор не утратила своего задора, шарма и привлекательности.
Но и на этом Верховен останавливаться не собирался. Следующий фильм также стал культовым, буквально взорвав пуританское болото американского массового кино, параллельно вознеся на пьедестал жанр эротического триллера. «Основной инстинкт» (1992), со стильным дуэтом Майкла Дугласа и Шэрон Стоун. Который оказался не только яркой провокацией, но и качественным детективным триллером, с мощным эмоциональным пластом, открывающем темные стороны людской натуры. А также самым кассовым фильмом в творчестве Верховена (352 млн.$ сборов).
Однако за подъемом рано или поздно следует спад. В 1995 режиссер представляет вниманию публики эротическую драму «Шоугёлз/Стриптизерши», повествующую о попытках молодой танцовщицы покорить Лас-Вегас. Жестокую, но красивую, с отличными танцевальными номерами, и, главное, говорящую о довольно важных вещах. На что нужно (или можно) пойти, чтобы добиться успеха. И сможешь ли ты после этого пребывать в мире с самим собой. Что скрывается под блестящей оболочкой шоу-бизнеса. Какова судьба тех, кто не выдерживает гонку к вершинам.
Реакция критики была сокрушительной. Семь «Золотых малин», провал в прокате (20 миллионов при 45 бюджета). И на удивление (при такой негативной истерии) благосклонная реакция части зрителей.
Верховен берет паузу на два года и вновь огорошивает общественность. На этот раз милитаристским фантастическим боевиком по мотивам романа Роберта Хайнлайна «Звёздный десант». С первоисточником лента имела немного общего, и, порадовав зрителя красочными спецэффектами, вновь вызвала волну критики, чуть ли не за пропаганду тоталитаризма и военщины. Наполнение ленты провокацией, сарказмом и стебом, когда тонким, когда вполне железобетонным, пародирование и высмеивание многих штампов и «священных коров», большинство хулителей предпочли не заметить.
В 2000-м на экраны выходит «Невидимка», история ученого, не сумевшего вовремя остановится в играх с недозволенным. Лента, в которой половину 100-миллионного бюджета угрохали на спецэффекты, стала, пожалуй, самой «американской» (в худшем смысле этого слова) картиной Верховена (ей остался недоволен даже сам создатель).
Больше Пол в Штатах не снимал.
Следующей его ленты, уже европейскому зрителю, пришлось ждать шесть лет. «Черная книга», возвращение к теме Второй мировой, но в виде детективно-шпионского триллера, получилось захватывающим, увлекательным и безжалостным. И как всегда у Верховена – неоднозначным и скандальным.
Крайней на сегодня работой Пола, стал экспериментальный интерактивный телепроект «Одураченный» (2012), драма о неожиданных неприятностях.
Несмотря на возраст, Верховен бодр и полон сил. В проекте у него минимум три картины, в частности экранизация Акунинского «Азазеля».
На счету Пола уже полдесятка фильмов, достойных золотого фонда мирового кино. Без его фирменного стеба и дергания за ус почтенной публики, кинематограф стал бы на порядок беднее. И пусть сейчас в его распоряжении ресурсы, несравнимые с голливудовскими, он уже не раз показал, что не деньги правят миром.
Остается надеяться, что новые вызовы, на его старой родине, подтолкнут мастера к созданию еще не одного интересного фильма (очень уж хочется увидать Фандорина в его исполнении). Которые несомненно вызовут бурю эмоций и массу споров. Как это всегда бывает с лентами, поставленными Паулем Верхувеном.