Круз А., Круз М. «На пороге Тьмы». — Издательство «Альфа-книга», М.; 2010 (серия «Фантастический боевик») Первый роман цикла «На пороге Тьмы»
Бойцовый Кот нигде не пропадет, или, что нам Тьма, что нам Зной, что нам Дождик Проливной…
Не ходите чинить генераторы. Даже у себя в доме. Ну их. Подумаешь, без света посидите. Зато дома. На Земле. Вот Володька Бирюков пошел. И где сейчас Володька? Нет мужика. А все крыса евойная: «Проверь генератор, да проверь». Вот и поддался болезный. И пропал… Как не было. Ну! За упокой души, раба божьего…
Так или не совсем так поминали бизнесмена Владимира Бирюкова его деловые партнеры, мы точно не знаем. Но факт в том, что Владимир действительно пропал. И действительно при починке генератора, будь он трижды неладен.
А очутился он не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а в самом натуральном «Отстойнике». Помойке времен и миров. Месте, куда попадают люди из одного года – 2000-го, но из разных версий нашей земли. Где Великой Отечественной вовсе не было, где она шла с 1940 по 46. Где без Афганской обошлись, а где и Союз простоял еще пару лет. Вот так Владимир получил подтверждение теории множественности миров.
Если судить по календарям и машинам, когда все началось, в Отстойнике был 1948 год. И с момента, когда сюда начали попадать люди, прошло лет 5-7. Уйма трофейной и лендлизовской техники с оружием, города увешанные наглядной агитацией того времени. Дома, заводы, шахты, дороги. Вот только людей нет. Кроме пришлых.
А еще есть Тьма. Но Она не только вдали, за горизонтом. Она здесь. В подвале, старом шкафу, на темных улицах. Там, где нет света – появляется Тьма. А затем и твари, рожденные Ею.
Народу в этом мире (точнее в доступных его частях) немного, и в качестве социального строя установился своего рода военный коммунизм. Где-то построже (как в Углегорске), где-то гораздо анархичнее (как в его основном конкуренте).
Бирюков, давно отвыкший горбатится за копеечную зарплату, устраивается на работу в Горсвет. Но не электриком, отнюдь. Фонарщики здесь — весьма опасная, но денежная и уважаемая профессия. Они как раз не дают порождениям Тьмы чувствовать себя вольготно. Освещая заброшенные дома, подвалы. И если уж опоздали, уничтожая то, что порождает Тьма.
А в свободное время можно и на «мародерку» смотаться. Привезти чего нужное (например, грузовик) сперва городу, а после и себя не забыть. И вроде жизнь начала налаживаться, и женщина встретилась такая, что «УХ!», и друзья появились…
Но угораздило же перейти на работу к профессору Милославскому. А сотрудничая с ним Бирюкову придется сунуть голову в самое пекло.
Пекло на границе Тьмы.
«На пороге Тьмы» с одной стороны типичный, а с другой абсолютно нет, роман для Круза.
Типичный предсказуемым до зубовного скрежета интересом к оружию. На удивление завуалированном, выраженном гораздо мягче, чем в его одиночных циклах («Тьма» и «Земля лишних» писались в соавторстве с женой Марией). Великолепно стреляющим и любящим это дело героем. Боевой подругой, особо ни на что не претендующей, но всегда готовой морально (а то и физически) пнуть протагониста. Эдакий домашний мотиватор. Чертовским везением, свойственным исключительно важным для мироздания людям.
Нетипичный идеей некоего абстрактного мирового зла. У Андрея противник всегда конкретен. Зомби. Клятый орден. Злой колдун. Даже Ракшаса вполне представима и осязаема.
А в этом мире появляется дополнительный фактор. Помимо понятного человеческого дерьма, в Отстойнике наличествует, и серьезно влияет на происходящее некая Тьма. Субстанция безличностная, и не имеющая постижимых целей. Субстанция, чертовски напоминающая кинговских лангольеров, своей нездешнестью и враждебностью. Появление целого нового явления в творчестве Круза является, как на меня, основным плюсом цикла.
Проблема (а может фишка) автора в том, что он всегда ориентируется на конкретную целевую аудиторию. «Настоящих мужчин». Тех, кто знает, как холодит руку цевье карабина, кто до микрона может назвать разницу между калибром 7.62 и 7.64.
Каюсь. Поддельный. Не знаю. Не различу.
Мне Круз интересен другим. Не долгими сравнительными характеристиками стрелкового оружия. Не тщательными перечислениями добытых во время мародерок девайсов. И отнюдь не «конановской» крутостью героя (этого добра хватает и так). Интересно беспорно почитать про бойцового кота, который нигде не пропадет. Про своеобразную мужскую мечту. Даже хочется совершить подвиг, например, втянуть все-таки живот и ограничить количество субботнего пива. Но все же это не главное. Книги Круза захватывают своей обыденной жизненностью. Типичностью поступков, реакциями некоего идеального самца — царя природы, для которого проблемы не проблемы, а повод собрать все стволы, до которых сможет дотянуться, и отправиться в некую голубую даль (интересно, как воспринимают творчество Круза представительницы слабого пола?).
Вещи Андрея интересны адекватным изложением от первого лица, определенной брутальностью, достаточно живым, пусть засоренным языком. Неким патриархальным шармом, наконец.
Эрго. Вполне читабельная «мужская» фантастика. Без особых прорывов, но с довольно неординарным миром.