Бюджетное подобие ностальгической повести, или Природа исцеляющая инфекцию
В небольшом провинциальном городке в американской глуши жизнь шла своим чередом. Выиграла свой очередной матч футбольная команда во главе с Джейем Хейселом (Косгроув). Похоже, вылетела с работы учительница местной школы Ева Каннингем (Сазерленд), слишком вольно, по мнению совета рассказавшая ученикам о подготовке к сексуальной жизни. Рвалась во взрослую жизнь ее 16-летняя дочь Алекс (Берни). Писал свои книжки ее папаша — Кевин Каннингем. Трудился на ниве законности отец Джейема – шериф Коннор Хейсел (Петти).
Разве что появление наркоманки Мии Ламберт (Керсик) несколько выбивалось из размеренной жизни городка. Да военный с амнезией Брайан Хант (Морро), кричащий что-то непонятное о странном тумане, в котором что-то скрывается, взбудоражил весь полицейский участок.
А потом вдруг обычной жизни разом пришел конец. Потому что пришел тот самый туман, и в нем действительно что-то скрывалось. Что-то непонятное и смертельно опасное для всех жителей города.
Повесть Стивена Кинга «Туман» стала знаковой вещью для всего постсоветского пространства. Ведь именно The Mist была опубликована в журнале «Вокруг света» за далекий 1988 год (№4-7), и произвела шикарное впечатление на неизбалованную литературой ужасов 1/6 часть суши. С тех пор книги дядьки Кинга у нас встречали радушный прием, а «Туман» навсегда стал ностальгической визиткой молодости, когда деревья были большими, а монстры до жути волнительными.
Меж тем с экранизациями его работ Кингу везло редко, доказано «Под куполом» (http://perekat.kiev.ua/под-куполом-under-the-dome-сериал-2013/), и даже неплохо выглядящие и стильные вещи типа той же «11.22.63» (http://perekat.kiev.ua/11-22-63-сериал-2016-king/ ) откровенно проигрывали оригиналу. Фильм по мотивам The Mist, снятый в 2007 году, не относился к худшим киноработам по книгам Короля ужасов, но и к лучшим его не причисляли. И вот в этом году телеканал Spike решил вернуть на экраны туманные приключения, выбравшись из оков одного супермаркета и изрядно расширив границы истории.
Получилось не очень.
Первое что бросается в глаза жуткая бюджетность сериала. «Денег нет, но вы держитесь» — явно из этой оперы. Используется буквально пара-тройка локаций – торговый центр, церковь, участок, несколько домов. Все в провинциальном одноэтажном городке. Основные финансы явно сожрало задымление.
Чудища? Какие чудища? Вон вам мотылек. Вон пиявки. Вон странное облако в штанах (или без, все равно не разглядишь). За первые 8 серий – все. Даже на щупальца денег пожалели.
Массовка скромная, вообще действующих лиц немного, ни одного более-менее знакомого артиста. Откровенные сериальные актеры. Уровень лицедейских подвигов соответствующий. Крайне невысокий, будем честными. И бог бы с ними с чудищами (хотя конечно жалко, «Туман» и без единого чудища), вы все равно пытались снять психологическую драму, но тогда имело бы смысл серьезнее подойти к кастингу.
Персонажи очень слабенькие, исполнение не лучше. За восемь серий можно отметить одну съедобную сцену в исполнении Моргана Спектора (Каннингем). Да парочку на счету Фрэнсис Конрой (Рэйвен), и, пожалуй, Даницы Чурчич (Ламберт), но две последние грешат переигрыванием. У остальных и того нет. Футболист с богатым внутренним миром. Нервная мать, помнящая грешки молодости. Священник, искренне верующий, но слабый духом. Подростки, бесящиеся с жиру. Амнезийный солдат, пока «ни о чем» (от этого хотя бы ждем сюрпризов).
Действие развивается медленно, некоторые сцены занимают неоправданно много времени, а другие, имеющие неплохой потенциал, пролетают, как фанера над Парижем. Постановщики попытались показать зрителю буквально все возможные конфликты, возникающие в такой обстановке. От душевных и религиозных до банальных семейных и основополагающих социальных. И, как на меня, надорвались. Не того уровня у вас команда, чтобы всерьез говорить о конфликте Бога и Природы. Да и основная общественная линия в «Моле», должная показать утрату человеческого в людях, как-то ни разу не впечатляет. Аккуратные статисты, в аккуратных декорациях разыгрывают аккуратные и безжизненные этюды.
Зато проблемы «голубой любви» на щите (как же без политкорректных реверансов в сторону нетрадиционной любви), как и феминизма, и занимают немало дорогого времени. Которое с куда большим толком могло было быть потрачено на саспенс или внятное развитие персонажей.
А вот сама идея, стоящая за зловредным туманом, по крайней мере, любопытна, хотя и имеет маловато общего с оригиналом. Да и прямое воздействие на мозг смотрится потенциально выиграшно. При этом не стоит забывать, что концепция условно одушевленной природы, считающей большинство людишек инфекцией и пожелавшей ее вылечить – не нова. Но каждый раз воспринимается как нечто смелое и оригинальное. Правда, создатели The Mist умудрились даже эту неожиданную для многих теорию подать как-то нарочито и неаккуратно. Скорее всего, проблема опять же в актерах. Не зря господин Станиславский кричал свое знаменитое «не верю!»
Ну и банальные ошибки вместе с непонятками добавляют в блюдо остроты. Как это ваш туман отлично проникает в замочную скважину, но не залазит ни в одну из щелей, которых должно быть полным полно как минимум в церкви и старых домах?
И как это огромная толпа в полсотни человек умудрилась за пару-тройку дней сожрать все продуктовые запасы торгового центра, где есть супермаркет? Там обычно один торговый зал способен прокормить пару полков за счет консервов и вакуумных упаковок. Непонятно.
Эрго. Дешевая постановка со средними актерами и практически без монстров, способная похвастаться лишь стержневой идеей сообразительной и не любящей людей Природы. Да и ту до ума постановщики не довели.
Режиссер: Адам Бернштейн, Гай Ферленд, Ричард Лэкстон
В ролях: Морган Спектор, Алисса Сазерленд, Исайя Уитлок мл., Даница Чурчич, Билл Карр, Гас Бирни, Люк Косгров, Грег Ованессян, Дарси Линдсон, Александра Ордолис, Лола Флэнери