Лето, 2018

Колыбель русского рока, или Музыкальный гимн молодости

Начало 80-х годов. Ленинград. К широко известной в узких кругах рок-звезде, лидеру группы «Зоопарк» Майку Науменко (Билык) приходит начинающий музыкант Виктор Цой (Тео Ю) со своими песнями. Майк чует в молодом исполнителе мощный потенциал, и принимает над ним своеобразное шефство, начиная вводить его в тусовку Ленинградского рок-клуба.

Параллельно у Виктора возникает привязанность к жене Майка Наташе (Старшенбаум). Привязанность, перерастающая в платоническое чувство. Чувство, не остающееся без взаимности. 

 

80-е. Молодость русского рока. Цой, БГ, Кинчев, Майк. Какие люди, что вы! Юные, полные сил и энергии, фонтанирующие песнями и музыкой. Золотое время русскоязычной рок-музыки? Очень на то похоже. Именно к этому периоду обратил свои взоры Кирилл Серебренников, взяв за основу отношения Майка и его жены с Цоем, и рассказывая о создании первого альбома «Кино».

Если верить титрам, в фильме были использованы воспоминания Натальи Науменко и книга В. Калгина. Как оно было взаправду? Да кто ж вам сейчас скажет, иных уж нет, а те далече. БГ и Рыбин, к примеру, сильно ругались, утверждая «не так все было, совсем не так». Другим современникам главных героев, наоборот, понравилось. Хотя даже они не советовали рассчитывать на скрупулезное следование фактам.

Что же нам все-таки показали? Как на меня – вариации на тему мюзикла о молодости, времени, музыке и таланте, в антураже советских коммуналок. С непременной романтической линией (пускай поданной неакцентировано, вскользь), какой же мюзикл без романтической линии?

Лента оставила двойственное впечатление. Во-первых, я не фанат мюзиклов. И, пускай, тут классические массовые песнопения встречаются раза три, причем оформленные с элементами анимации, каждый такой номер довольно сильно выбивает из общего настроения картины.

А тут еще и «квантовый наблюдатель/скептик» (Александр Кузнецов (Куница из «Скифа» (http://perekat.kiev.ua/скиф-2018-рецензия-обзор/ ), ломающий «четвертую стену». «Не похож», говорит он при первом появлении Цоя. Скептик, чье присутствие наполняет  историю дополнительной фантасмагорией. В общем, к черту серьезность, добавим изрядно сумасшедшинки и веселящего эффекта.

Фильм действительно больше о времени, о музыке, о молодости, о Майке и его жене, наконец, чем собственно о Цое. Это ни хорошо и не плохо, но это нужно учитывать, и не надеяться на байопик о легендарном музыканте. Чета Науменко, к примеру, раскрыта на порядок больше чем будущий лидер «Кино». О Цое кроме того, что он хорошо режет по дереву и сочиняет отличные песни, больше мы из «Лета» ничего не узнаем.

Майк, наоборот раскроется перед нами гораздо полнее. Тонко чувствующий, талантливый, меланхоличный, интеллигентный, сомневающийся парень, которого жутко давит вторичность его музыки по отношения к западному року.

Его жена в исполнении Ирины Старшенбаум («Притяжение») по своему любящая мужа, но способная увлечься новым молодым и энергичным талантом.

Актерские работы, кстати, сложно оценить однозначно.  Майк в исполнении Романа Билыка, вполне, кстати, состоявшегося музыканта, лидера группы «Звери», как вы уже поняли – понравился. Старшенбаум изобразила классический женский подчиненный образ. Муза, не муза, скорее натуральная жена советского рокера. Понимающая, неглупая, разбирающаяся в музыке, заботливая, не жаждущая от мужа земных благ. В общем, профессионально, мило, но не более.

У Тео О образ Цоя вышел откровенно незавершенным, плюс озвучивает персонаж другой человек, а поет за него и вовсе третий. Контуры видны: человек, погруженный в музыку, не приемлющий стандартов, талантливый, харизматичный, чуточку отстраненный, изрядно наивный. Но для одной из музыкальных икон позднего Союза как-то маловато. С другой стороны это все же «Цой. Начало», может так оно и надо, полутонами, мол, все еще впереди.

А вот атмосфера, невзирая на всю мюзикловость, временами прорезается. Неформальная молодежь, тусующаяся по коммунальным квартирам. Отрыв, дым коромыслом, беломор-канал, кишиневский дар виноградной (или яблочной) лозы, песни под десяток гитар, нетрезвые гении, бродящие рядом, на расстоянии вытянутой руки, зарождающийся протест, томление духа, надежды на изменения, поиск себя по полной программе, противостояние с правильными комсомольцами и прочими дружинниками.

Позабавила фраза, предупреждающая о сценах употребления алкоголя и табака, встречающихся в фильме. Какое там употребление? В то время на спирте и никотине молодежь жила и трудилась, типичный вариант «творческий двигатель работает на алкоголе». Кстати, попрошу заметить, тогдашние тинейджеры и юноши водку не признавали, только вино. Пускай откровенный шмурдяк, но лишь бы дар Бахуса, или советских грушко-яблочных садов на крайняк. Водка считалась презренным напитком, для совсем опустившихся людей.

В общем, фильм скорее удался, чем нет. Да, его без проблем можно подсократить, и более тщательно сверстать некоторые эпизоды. Но что-то в работе Серебренникова есть. Неуловимый черно-белый аромат ностальгии о молодости. Музыка, льющаяся на нас практически из каждого кадра. Ощущение времени, начинающего дышать духом грядущих перемен. Цензура и концерты с чинно сидящими слушателями. Сожаление о тех людях, «богатыри не мы», давших толчок русскому року. Людях, изрядное количество которых навсегда остались именно в тех годах. Кто душой, а кто и телом.

Эрго. Атмосферный, но далеко не идеальный мюзикл о молодости и времени рождения русского рока.

Режиссер: Кирилл Серебренников

В ролях: Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Филипп Авдеев, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Никита Ефремов, Георгий Кудренко, Александра Ревенко, Никита Еленев, Лия Ахеджакова, Елена Коренева, Александр Баширов, Сева Новгородцев, Анастасия Евграфова, Евгений Серзин, Василий Михайлов, Александр Кузнецов (VI), Герман Осипов

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.