Левиафан, Вестерфельд С.

LeviafanСкотт Вестерфельд «Левиафан». — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2011 г. (Первый роман одноименной трилогии)

Чудеса генетики против боевых роботов или Новая теория старины Дарвина

Александр фон Гогенберг, сын эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Габсбургов, без ума от шагоходов. Но пока ему доверяли лишь учебные машины. А так хотелось оказаться за рычагами настоящего боевого колосса!

Посему, когда наставник по механике Отто Клопп, и фехтмейстер, вильдграф Фольгер решили провести урок ночного вождения, Алек был только рад. Тем более отец с матерью в Сараево, и пробудут там еще не один день.

Но это оказалось не просто прогулка. А первый шаг долгого бегства в неизвестность. Когда лишь броня штурмовика «Циклоп», да двое учителей, стоят между 16-летним принцем и властями двух империй, желающими его смерти.

Тем временем в Лондоне юная Дэрин Шарп, не мыслящая своей жизни без неба, притворившись кузеном старшего брата Диланом, отправляется для сдачи мичманского экзамена в военно-воздушные силы. Никто и предполагать не мог, что  ее испытательный полет на медузе Гексли, закончится визитом девчонки на Левиафан.  Первый из водородных дышащих существ, созданный для борьбы с цеппелинами кайзера. А там и службой на летающем гиганте.

А вокруг со дня на день дарвинисты и жестянщики схлестнутся в мировой войне. И, кажется, двое подростков, как и тысячи их сородичей, сгорят в ее ненасытном желудке, не оставив и следа. Или так только кажется?

 

Скотт Дэвид Вестерфельд. Родился в Техасе, живет в Австралии, разрабатывает программное обеспечение, сочиняет музыку. А также пишет фантастику. Первый роман датирован 1997 годом. Известен заявлением о своей работе «литературным негром».

 

На книги Скотта я наткнулся случайно, и заинтересовало меня в первую очередь «Левиафановское» фантдопущение. «Старинные биотехнологии», тяжелая боевая техника на ножках. Должно быть как минимум забавно. Только начав читать, я понял, что впервые столкнулся с представителем «подросткового романа».

И вы знаете, вполне милая вещь. Главным героям одному 16, второй 14, и чего книга лишена, так это романтических пыланий. С точки зрения современной молодежи возраст уже вполне пригодный не только для вздохов при луне, но и для более тесного общения. Но в романе Вестерфельда начало 20 века, и 16-летнего парня все упорно называют «мальчиком». Так что обойдемся без любовей (по крайней мере в первой книге). Тем более большую часть романа Дэрин играется в мальчишку.

Но из-за отсутствия чувственной линии книга ни капли не проигрывает. Благо у героев практически не остается времени на глупости. Приключений на их голову вываливается с лихвой.

Алек, начинающий свое путешествие инфантильным ребенком, постепенно взрослеет, демонстрируя преимущества хорошего образования, добротных преподавателей и работы над собой. При этом оставаясь весьма благородным и добрым молодым человеком. Причем, скорее всего именно его лучшие черты характера станут фактором, глобально влияющим на происходящее и в дальнейшем. Не лишен паренек и недостатков, происходящих от домашнего воспитания и созданных в детстве тепличных условий.

Дэрин, наоборот, из относительно небогатой семьи (не забываем, все же у отца хватало денег на увлечение воздухоплаванием). При этом девица с твердым характером. Плюс еще папенька со  своими вольностями и любовью к полетам барышню подпортил. В общем, получился эдакий андердог, рвущийся в небо. Еще и с неплохим потенциалом лидера. Даже повыше, чем у мальчика с голубой кровью.

Помимо двух главных героев, в романе всего три персонажа с хотя как-то прописанными характерами.

Представитель простого народа, один из лучших механиков Австрии Отто Клопп. Аристократ, учитель фехтования принца, вильдграф Фольгер. И ученая-дарвинист доктор Нора Барлоу, с ее таинственной миссией.

Остальные всего лишь создают фон, дополняя мир альтернативной Европы.

 

А вот о мире хочется рассказать подробнее. Год на дворе 1916, и мировая война, наконец, постучалась в европейские двери. Поводом для нее (как и у нас) стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, и коалиции воющих сторон совпали с существующими реально.

Глобальное отличие наших реальностей в том, что, некоторое время назад, старик Дарвин, вместо своей теории, принес людям нечто другое. Ученый открыл ДНК, разработал генную инженерию, подарив миру естественную философию и фабрикатов. Возможность генетического создания абсолютно любых живых созданий, запрограммированных для абсолютно любых человеческих нужд. От крошечных червей, производящих свет по свистку. Через боевых тигроволков, громадных кракенов, тягловых гиппоэсков, элефантин и мамонтин, вестовых ящериц и сов, огромных производящих водород дышащих летунов и медуз, стрелковых мышей и патрульных ястребов. До парящих в вышине водородных китов- гигантов, являющихся целыми экосистемами.

В общем, от техники «дарвинисты» (в книге идет речь в основном о Британии) отказались практически напрочь, разве что за исключением оппозиции, в лице «обезьяньих луддитов», утверждающих, что «фабрикаты — усмешка в лицо Господу», бездушные и богопротивные создания.

Их противники, «жестянщики» (Германия с Австро-Венгрией) пошли другим путем. Отбросив идею гусеничной техники, они увлеклись шагающими боевыми машинами (см. Battletech/Боевые роботы). Причем гигантомания (которой страдают все в этом мире) тут проявилась во весь рост. Как вам тысячетонный восьминогий сухопутный фрегат, а! Господа знают толк в извращениях! Вдобавок в их воздушных силах мирно уживаются (если фантастика, так по полной) цеппелины и аэропланы.

Правда регулярно возникают вопросы по поводу сбалансированности вооружения того же Левиафана. Как то не до конца у автора эти моменты продуманы. Но, в целом, действительно не скучно.

Кстати идеалом, по мнению автора, стал бы симбиоз этих  двух ветвей развития, взявший лучшее как от фабрикатов, так и от механизмов.

Напоследок, я бы, пожалуй, попенял книге за абсолютное отсутствие антагониста. Все же безличностные противники, типа германского империализма, пресловутого фрегата «Геркулес» или кайзеровских аэропланов, создают антураж и движуху, но не в состоянии сотворить простой человеческий конфликт. А без него как-то неуютно.

Эрго. Вполне приличная молодежная фантастика (по привычке обзываемая стипманком, несмотря на полное отсутствие пара, как движителя), ослабленная нехваткой у наших героев людских противников.

P. S. В этом году до нас, наконец, добрался перевод завершающей части трилогии — «Голиаф», написанной автором еще в 2011.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.