Макс Фрай «Ключ из желтого металла». — СПб.: Амфора, 2009 г.
Эзотерические приключения Буратино или Вершители всех стран, объединяйтесь!
Молодой бездельник Филипп Карлович, после зимы, проведенной в грустном одиночестве, приезжает к отцу в Вильнюс. Его отец, известный органист, обладает также одним забавным хобби. Он собирает ключи с историями. Именно из-за своего увлечения, Карл и позвал сына к себе, в гордую литовскую столицу.
Оказывается, обнаружился ключ от таинственной двери в подвале их дома. Двери, никуда не ведущей, и уже давно не дающей покоя любопытному семейству.
Теперь Филиппу предстоит вояж в Прагу, для переговоров с загадочным обладателем ключа.
А также уйма интересных, опасных и мистических встреч.
В далеком 1996-м году, когда деревья были большими, а за две новорожденные гривны можно было купить целый американский доллар, на прилавках появилась книга «Лабиринт» за подписью некоего Макса Фрая.
Это было событие. В одном флаконе: Приключения. Оптимизм. Юмор. Детектив. Действие. Сюжет. Магия. Мистические притчи и учения, поданные легко и приятно. Прикладная эзотерика for dummies.
Первыми книгами «Лабиринтов Ехо» зачитывались поклонники фантастики буквально всех возрастов, пола, воспитания и социального положения.
И не забывайте о флере тайны!
Ведь Макс Фрай еще долгое время оставался абсолютно загадочной и чертовски интригующей фигурой.
Годы шли, «Лабиринты» потихоньку выдохлись, сменились «Хрониками», затем «Сновидениями», а мы наконец-то узнали, кто скрывался под фамилией Фрай.
Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин (в последнее время Светлана все чаще пишет одна) помимо историй о сэре Максе, создали также изрядное количество отдельных романов и повестей.
«Ключ из желтого металла» возник в перерыве между 5 и 6 «Хрониками Ехо», и стал первой прочитанной мной книгой Фрая, не относящейся к приключениям Тайного Сыска.
Однако стилистика Мартынчик узнается независимо от антуража. Светлана довольно последовательно и неуклонно продвигает в массы свою позитивную философию и мифологическое мышление.
Живи – говорит она действиями своих героев – живи полной грудью, легко и чудесно, будь уверен, что все происходящее вокруг прекрасно и неповторимо. Наслаждайся каждой минутой, каждым рассветом и закатом, каждым съеденным пирожным и выпитой чашкой кофе. Будь, как в детстве, когда мир таинственен и огромен, за каждым углом тебя ждут открытия и счастливо заканчивающиеся приключения. Замечай в людях хорошее, развивайся и твори, ищи свое, и только свое место и занятие на этой планете. Не поддавайся унынию, тоске и скорби. Пребывай во здравии, прежде всего в своем отношении к окружающему.
Помни – воля очень мощная штука, а человек может все («Рано или поздно, так или иначе» — впрочем, это из другой сказки… или все же из этой?).
Ну конечно, скажут взрослые, серьезные, занятые и усталые люди. Опять эскапизм, опять попрыгунья стрекоза, опять витание в облаках. Вместо того, чтобы зарабатывать на хлеб, кормить семью, вить гнездо, и потихоньку угасать от обид, болячек, нереализованности и сволочизма окружающих.
Скажут. И будут неправы.
Или правы. Для себя.
Ведь каждый творит свою реальность.
В книгах Фрая вы не найдете «достоевского» трагизма и обреченности «большой литературы». Любые проблемы здесь решаемы. Всегда найдутся друзья, есть место чуду, а у самого героя окажется уйма скрытых доселе талантов. А мир будет становиться лучше с каждым днем (до определенного предела).
Книги Фрая воздушны, как дуновение июльского ветерка. Вкусны, как хорошо взбитые сливки. Бодры и радостны, как хорошо выспавшееся утро.
И этим они откровенно бесят изрядную часть народонаселения.
Да, ничего не попишешь, Мартынчик, относится к текущей реальности без должного пиетета (это при том, что землю и ее плоды писательница любит нежно и трепетно). В ее книгах в принципе возможно все. Мистические и магические существа могут оказаться вашими соседями с той же долей вероятности, что и слесарь дядя Боря. Сон по возможностям и потенциалу зачастую не уступит бодрствованию. Желания вызывают из небытия возможности. Герой (с которым ассоциирует себя читатель), пускай и кажется попервой отъявленным люботрясом, со временем открывает в себе огромную кучу внутренних возможностей. Хороших встреч у него будет гораздо больше плохих. И даже увлеченные, умные, талантливые люди здесь попадаются почти так же часто, как в обычном мире, к примеру, 400-е мерседесы. Не на каждом шагу, но и не антикварная редкость.
Книги Фрая ломают шаблон о том, что жизнь ужасна, трагична и безысходна. О том, что судьба человека болеть и скитаться непонятым по свету. О том, что при каждом удобном случае следует говорить: а что поделаешь, такова се ля ви, и сокрушенно покачивать головой. О том, что менять ничего не надо, да и попросту невозможно.
Так вот «Ключ» — типичная книга Фрая. Мартынчик любит, и умеет рассказывать истории. Причем по-разному. Это может быть песня акына, мистическая сага, детская сказка, ироничная издевка, тонкая и добрая юморная зарисовка. Но чаще всего Светлана использует все доступные ей части мозаики.
В «Ключе» все именно так. Забавные аллюзии на «Буратино». Мистический налет, от жутко-загадочного до ненапряжного- легкого. Связь с прошлым. Атмосфера интриги, тайны и непонятки. Путешествие-квест-погоня по старушке-Европе, встречи со старыми знакомыми – городами, и новыми знакомыми-человеками. Приключения – опасные и забавные. Симпатичный (пускай изрядно инфантильный) главный герой, тот самый сибарит-лоботряс.
И крик-призыв к читателю – живи! Не слушай, тех, кто «знает, как надо», отчаявшихся и усталых. Живи на полную, пусть тебе 10 или 80, не важно, живи!
Жизнь, в сущности, отличная штука.
Эрго. Человеку вовсе не знакомому с творчеством Фрая, все же имеет смысл начать это знакомство с «Лабиринта/Чужака». Первые книги того цикла непревзойденны. Остальным – смело читать. Это все тот же старый добрый Фрай.