Движение вверх, 2017 — рецензия (обзор)

Чудо в Мюнхене, или Победители непобедимых

Начало 70-х годов. СССР. Новый тренер сборной Союза по баскетболу Владимир Гаранжин (Машков) не собирался тратить талант своих подопечных на мелочи. Он замахнулся на максимум – обыграть на Олимпиаде 1972-го непобедимых американцев.

Дело, мягко говоря, нелегкое, ведь на олимпиадах штатники не проигрывали уже много лет. Нелегкое настолько, что в победу команды Гаранжина не верят не только болельщики, но и сами баскетболисты. Ситуация усугубляется не лучшей обстановкой в команде, где у одного игрока похоже прогрессирует неприятная хворь, другой мается с коленями, а третий и вовсе навострил лыжи на запад. Болезнью сына Гаранжина. И пристальным вниманием советских чиновников, в случае неудачи готовящихся спросить с тренера по полной программе.

 

Я не фанат баскетбола. Впрочем хоккей тоже не мой любимый вид спорта, что не помешало мне с удовольствием посмотреть «Легенду №17» (http://perekat.kiev.ua/легенда-№17-2013-рецензия-обзор/ ). Может поэтому, может благодаря любимому мной Машкову, или сарафану «самой кассовой ленты в истории современного российского кинопроката» я все же взялся за «Движение». И ни капли не пожалел.

Картина получилась очень душевной, духоподъемной и трогательной. А о несовпадениях с реальностью поговорим чуть позднее.

Во-первых, в отличие от той же «Легенды» в фокусе постоянно находится не один спортсмен (или спортсмен + тренер), но минимум 6-7 человек.

Владимир Гаранжин (в реальности Кондрашин, фамилию изменили из-за конфликта с родственниками тренера), в исполнении шикарного Владимира Машкова («Пепел», «Дуэлянт», «Родина», «Экипаж»). Уверенный в себе профи, убежденный в силе своей команды. Особенно если мозги пацанам подправить. Психолог, наставник, отец родной — эдакая квинтэссенция настоящего тренерского гения. Готовый ради своих парней на все, что угодно. Прекрасно понимающий как короток век спортсмена и как важно достигнуть максимальных высот. При этом живой человек со своими проблемами и заботами. Больной сын, требующий операции за рубежом, давление сверху, своенравные подопечные. Образ вышел законченным, живым и привлекательным. Машков без преувеличения великолепный артист.

Александр Белов (Колесников) – парень, больной крайне паскудной и редкой сердечной хворью. Проводник фактически единственной лирической линии в картине. И самой жизнеутверждающей.

Сергей Белов (Зайцев) – фанат баскетбола, человек, отдающий всего себя тренировкам. Лидер сборной и высокомерный кудесник мяча, страдающий от травм, но, стиснув зубы, преодолевающий слабость организма.

Модестас Паулаускас (Тратас) – надменный литовский красавчик, ярый патриот Литвы и антисоветчик, эгоист, очень сложно приходящий к пониманию, что собственное удобство не единственная цель в жизни.

Михаил Коркия (Лордкипанидзе) – настоящий грузин – пылкий, страстный, «безбашенный» — юркий живчик, поражающий противников скоростью и напором.

Алжан Жармухамедов (Ряполов) – казах, человек достигнувший высот баскетбола при ужасном зрении.

Иван Едешко (Сапрыкин) – белорус, обладатель роскошного паса, рвущийся в бомбардиры.

И как вишенки на торте Сергей Гармаш, Андрей Смоляков и Марат Башаров в роли функционеров разного калибра.

Обратили внимание: представлены большинство советских республик, ну кроме Украины, конечно, как же – момент нынче неподходящий. Хотя, будем честными, оба украинских сборника – Поливода и Коваленко в финале на площадку не выходили.   

Лента буквально пронизана множеством эмоциональных моментов, причем, как мы помним, речь идет не о мелодраме, по определению «слезливому» жанру. Начиная буквально с первых кадров, героям постоянно приходится преодолевать препоны. Препоны, воздвигаемые чиновниками, общественным мнением, недоверием окружающих, своими организмами, собственной психологией. «Вся наша жизнь борьба», однозначно. Вот подобно титану держит на плечах баскетбольное небо Гаранжин. Сражается с болезнью один Белов. Мается с травмами второй. Пытается не подвести команду полуслепой Жармухамедов. Лавирует между многочисленной родней и сборной Коркия. Неторопливо бредет к пониманию настоящих ценностей Паулаускас.

При этом «Движение» отнюдь не трагедия. Это очень позитивный, и духоподъемный фильм. «Пока жив, возможно все». Любые проблемы преодолимы, если взяться за них дружно и сосредоточено. Если настроить себя полностью и всецело на достижение цели. Если оставить за бортом, хотя бы ненадолго, свойственный человеку эгоизм. «Боритеся – поборете».

Каждая победа или потеря сборников вызывает зрительский отклик и бурю эмоций. А побед, как и поражений в картине с лихвой. Ведь драматургически фильм выстроен профессионально и с душой. Перед героями постоянно возникают новые и новые перипетии: как личностные, так и командные. Перипетии, постепенно подводящие нас к получасовой кульминации — финальному матчу Олимпиады.

Причем не абы какому, а чуть ли не самому драматичному в истории. Кстати, за выбор именно этого временного периода из истории баскетбола постановщикам отдельный респект. Этот финал сам по себе событие, а уж слегка приукрашенный кинематографическими методами и вовсе заблистал подобно бриллианту.

Накал страстей, тренерские решения, красота игры, финтов и комбинаций, боль от ударов, горечь, бросающая в преисподнюю и радость, взносящая на небеса.

Кстати и баскетбол как игра показан ярко и почти не скучно. Пускай по слухам нам демонстрируют современный вариант «коризиномяча», а не версию 70-х годов, для подавляющего большинства зрителей это не имеет ни малейшего значения. Красиво и ладно.

Смена ритма. Игра планами. Съемка шестью операторскими командами на шесть камер. Слоу-мо, причем использованное дозировано и уместно. Ручьи пота. Неподъемные от усталости ноги. Боль в коленях. Звенящее напряжение. Тренерская мудрость. Ключевые замены. Тактика и стратегия поединка.

Да, без шаблонных моментов не обошлись. Чертовски проницательный  тренер. Талантливые, но безалаберные ребята. Мы — команда!!! Палки в колеса. Недоверие. Демонизированные противники. Примазавшиеся чиновники. Как это нам злого куратора из Комитета Глубокого Бурения не показали (врач это все же не совсем то, при таких делегациях обязательно был человечек не просто следящий за игроками,  а контролирующий их действия). Но как то все эти штампы смотрятся очень мило  и ненапряжно.

Плюс изрядный «холивар» и кучу статей вызвали отличия фильма от реальности. Отличий действительно масса, в частности, болезнь Белова была обнаружена гораздо позднее Олимпиады, а Паулаускас не был антисоветски настроен. Да и выхода в финал чиновникам от спорта вполне хватало. Но если учесть, что люди, не интересующиеся баскетболом (а таковых очень много) до этого фильма вообще не имели никакого представления о сборной 1972 года, а после него будут хоть немного в теме. И часть, возможно, захочет узнать больше. Плюс, ребята вы не забыли, что для передачи реальной действительности существуют документальные фильмы. А художественное кино тем и интересно, что позволяет вносить долю вымысла для пущей реализации режиссерского замысла. Тем более что финал передан почти без вольностей. Так что имеет смысл прекратить мелочные придирки и насладиться хорошим кино.

Эрго. Сильная спортивная история с мощным эмоциональным накалом, целым рядом качественных центральных образов, ярко снятым баскетболом и профессиональной драматургией.

Режиссёр Антон Мегердичев

В главных ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джеймс Тратас, Отар Лордкипанидзе, Александр Ряполов, Кузьма Сапрыкин, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Виктория Толстоганова

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.