Монстр, вырвавшийся на свободу, или Огненная купель в Мексиканском заливе
Инженер Майк Уильямс (Уолберг), собираясь на очередную вахту, на нефтяную платформу «Глубоководный горизонт», не мучился никакими дурными предчувствиями. Да и с чего бы? Обычная рутина, уже сколько лет скважины готовим.
И это несмотря на то, что Майк прекрасно знал, насколько опасным может быть черное золото, добываемое со дна океана. И то, что изрядная часть оборудования платформы находится не в лучшем состоянии. И то, что они изрядно выбились из графика, и представители заказчика сидят на шее, требуя закончить работу как можно быстрее, возможно и в ущерб безопасности.
Знал, но ехал на платформу с абсолютно легким сердцем.
А зря.
Ведь впереди его ждал огненный ад, и одна из крупнейших техногенных катастроф в истории США.
В результате взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon 20 апреля 2010 года и последующего разлива нефти, в воду Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, распространившихся на 75 тысяч квадратных км. Последствия были ужасающими. Причем не только для экономики, бог с ней с экономикой. Сильнее всего пострадала природа. 1770 загрязненных километров побережья, а сколько погибло рыб, китов, птиц и прочей фауны, представить сложно.
Даже странно, что Фабрика Грез так долго медлила, прежде чем начать работу над экранизацией обстоятельств этой аварии. Хотя права на экранизацию статьи (!), рассказывающей о катастрофе были куплены еще в 2011-м, серьезная работа над картиной началась лишь четыре года спустя.
Лента вышла вполне вменяемой, хотя и слишком долго раскачивающейся. С одной стороны это весьма смелое решение — первую половину фильма-катастрофы лишь знакомить зрителя с обстоятельствами и героями. Причем как показывают сборы (118 лимонов при 100 бюджета), вышеозначенный зритель такое решение не оценил. С другой стороны Питера Берга (автора в частности туповато-заводного «Морского боя» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/морской-бой-рецензия-обзор/ ) и его команду вполне можно понять. Заполучив к себе таких зубров актерского цеха, как Курт Расселл и Джон Малкович, нерационально переводить их талант на простую беготню на фоне зеленого экрана. И действительно, пара общих сцен героев Рассела и Малковича сделаны на очень хорошем уровне. С третьей стороны, абсолютно непонятно, почему постановщики не смогли развить характеры кого либо, кроме основной четверки (помимо Курта и Джона, это понятно Марк Уолберг («Контрабанда» http://perekat.kiev.ua/контрабанда-рецензия-обзор/ ; «Два ствола» http://perekat.kiev.ua/два-ствола-2-guns-2013/ ; «Уцелевший» http://perekat.kiev.ua/уцелевший-lone-survivor-2013/ ), Джина Родригес и отчасти Дилан О’Брайен («Бегущий в лабиринте» http://perekat.kiev.ua/бегущий-в-лабиринте-the-maze-runner-2014/ ). Все остальные сотрудники платформы сливаются в общую массу, и забываются через пять минут после финала. Хотя вроде как некоторые из них предпринимают потенциально запоминающиеся, а то и героические действия. Но поскольку их выпустили на сцену без шлейфа роли и проработки образа для зрителя, их героика, лишенная индивидуальных черт, изрядно теряет в восприятии.
И это при том, что та самая четверка проработана вполне качественно. Майк Уильямс в исполнении Уолберга– хороший, компанейский, харизматичный парень, любящий родных, хороший профессионал, отнюдь не хватающий звезд с неба. Не очередной супермен, а обычный человек, подверженный слабостям и страхам, но способный когда нужно их контролировать.
Джимми Харрелл (Расселл) – слуга царю, отец солдатам, крепкий как кремень мужик с явной военной ноткой, человек способный идти на конфликт с заказчиком ради безопасности своих людей. Дональд Видрин (Малкович), представитель тех самых заказчиков, акула капитализма, плюющая на людей ради прибыли, умеющий убеждать и приказывать. Андреа Флетас (Родригес) – единственная представительница прекрасного пола в сердце катастрофы, персонаж отлично запоминающийся благодаря одной лишь черточке – фанатичной любви к своему старому «Мустангу».
И это при том, что у создателей картины отлично получилось показать слабость человека и его творений, хрупкость людского тела на фоне природной стихии. Когда толстенный металл рвется как бумажная салфетка. Когда взрывы разбрасывают людей и огромные куски конструкций, как пушинки. Когда горит то, что вроде как в принципе неспособно гореть. Когда рушится то, что выглядело абсолютно неуязвимым, и все что может «царь природы», это с максимальной скоростью убраться подальше от происходящего.
И это при том, что напряжение почти все час сорок времени фильма поддерживается на очень хорошем уровне. Ты знаешь, что будет авария, ты ждешь этой аварии, а ее все нет и нет, 20 минут нет, полчаса нет, 40 минут нет. Но ты точно знаешь, что она будет. Такое ожидание порой посильнее самого буйного буйства, в которое вас опрокидывают некоторое другие фильмы-катастрофы. Особенно если бы у создателей хватило выдержки введение немного подсократить.
И это при том, что когда, наконец, дело доходит до аварии, смотрится она очень неплохо. Уровень проблемы увеличивается и растет на глазах. Пылают, плавятся и рушатся куски бедного Deepwater Horizon, мечутся и погибают крохотные на этом фоне людишки. А некоторые из них в этом огненном аду даже пытаются что-то исправить и изменить. Показывая, что среди людей встречаются неплохие, в сущности, экземпляры, знающие, что такое ответственность, чувство товарищества, забота о ближнем.
Лишь за одно это «Горизонту» можно простить если не все, то многое. Даст бог, если таких людей станет больше, следующий фильм-катастрофу «по реальным событиям» снять не получится. За отсутствием «реальных событий».
Эрго. Съедобный фильм-катастрофа, с качественно поддерживаемым напряжением, неплохо снятым (нарисованным?) буйством стихии, показывающим настоящее место человека и верой в хороших людей. Из минусов можно отметить чересчур затянутое начало и обезличенных сотрудников станции, за исключениям основной четверки.
Режиссер: Питер Берг
В ролях: Марк Уолберг, Курт Расселл, Джон Малкович, Джина Родригес, Дилан О`Брайэн, Кейт Хадсон, Итэн Сапли, Генри Фрост, Дуглас М. Гриффин, Сью-Линн Ансари, Брэд Лелэнд, Дж.Д. Эвермор