Время первых, 2017 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Пионеры космоса, или Предстояние перед Бездной

Середина 60-х годов. В самом разгаре космическая гонка между СССР и Америкой. Советский Союз готовится к первому выходу человека в открытый космос. Времени в обрез, и, несмотря на провал запуска беспилотного корабля, принимается решение о старте «Восхода-2» с экипажем из Павла Беляева и Алексея Леонова.

Этим космонавтам предстоит пережить массу опасностей, доказать возможность существования человека в открытом вакууме.

И попробовать живыми вернуться домой.

Картин, посвященных его величеству Космосу, в последнее время появилось немало. Как на западе, вспомним хотя бы красивенную «Гравитацию» (http://perekat.kiev.ua/гравитация-gravity-2013-рецензия-обзор/), или спорный «Интерстеллар» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ). Так и в России – тот же «Гагарин»  (http://perekat.kiev.ua/гагарин-первый-в-космосе-2013-рецензия/  ).

Российские проекты, понятное дело аж никак не дотягивали до голливудовских монстров, посему, когда на экранах появилась история первого выхода человека в космос, отношение к ней было несколько опасливым.

Но «Время первых», оказалось на удивление адекватной постановкой.

После слегка затянутого, но не очень скучного начала, знакомящего нас с персонажами, начинается вторая часть, следующая всем законам драматургии и больше часа заставляющая зрителя сидеть как на иголках. Несмотря на то, что все мы отлично знаем, чем завершился полет Беляева-Леонова, напряжение не отпускает до последних минут. Перипетия следует за перипетией, герои несколько раз оказываются на волосок от смерти, им приходится прилагать все усилия, чтобы выжить.

И самое интересное, что постановщики ни в одной из ситуаций не погрешили против истины. Все четыре критических случая, показанных в фильме, взяты из реальной истории полета. И, кстати, финальные посиделки происходили не 9 часов, а двое суток. Так что можно сказать, что зрителя (и героев) постановщики еще пожалели. Понятное дело, что о подробностях в сети не прочтешь. Их сообщил либо самолично Алексей Архипович Леонов, ставший одним из консультантов картины. Либо сценаристы их творчески домыслили. Но даже если это так, и детали родились в фантазии создателей ленты — дело абсолютно не наказуемое. Все же у кинематографа свои законы, и подпустить немного саспенса – абсолютно святое и логичное дело.

Также весьма удачно легла в канву «детская» линия Леонова. Опять же, не знаю насчет ее правдивости, но если судить по типажу Алексея, показанного нам в картине, такие приключения 3-летнего Алексея вполне можно представить в реальности.

Леонов вышел у Евгения Миронова («Пепел» (http://perekat.kiev.ua/пепел-сериал-россия-2013/ ) оптимистичным, абсолютно бесстрашным, по хорошему «подорванным», и всей душой влюбленным в небо. Эдакий мальчишка в душе, ни капли не верящий в собственную не то чтобы смерть, а даже уязвимость. При этом кондовый профессионал, летчик от бога, человек которому по праву выпала честь оказаться один на один с безмолвием космоса.

 Павел Беляев в исполнении Константина Хабенского («Адмиралъ» (http://perekat.kiev.ua/адмиралъ-сериал-2009-хабенский/ ), «Небесный суд» (http://perekat.kiev.ua/небесный-суд-сериал-2011/ ), «Белая гвардия» (http://perekat.kiev.ua/белая-гвардия-рецензия-обзор/ ), «Географ глобус пропил» (http://perekat.kiev.ua/географ-глобус-пропил-2013-рецензия-об/ ), «Метод» (http://perekat.kiev.ua/метод-сериал-2015-metod/ ), «Коллектор» (http://perekat.kiev.ua/коллектор-хабенский-2016/ ) показан гораздо более спокойным и взрослым, чем его напарник (кстати Константин на пять лет моложе своего коллеги Миронова). Хабенский редко играет на внешних эмоциях и это образ не исключение. Но отсутствие наружных эффектов с лихвой заменяет внутреннее состояние. Его когда спокойный, когда отчаянный взгляд, игра мимикой. Уверенность и надежность. В общем с таким напарником действительно в любой вакуум не страшно.

Но больше всех порадовал Владимир Ильин («Марш Турецкого» (http://perekat.kiev.ua/марш-турецкого-сериал-2001-2007-tureckij/ ), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (http://perekat.kiev.ua/высоцкий-спасибо-что-живой-рецензи/ ), «Поддубный» (http://perekat.kiev.ua/поддубный-2014/ ). Его Сергей Королев оказался жутко уставшим и больным (он навсегда уйдет в свой любимый космос через год после показанных событий — 14 января 1966-го). Но при этом настоящей глыбой, способной на что угодно. Первым создать успешно летающие космические корабли. Организовать людей и за год построить то, на что требуется три года. Не обращать внимание на «выбрыки сильных мира сего». Брать на себя ответственность за жизни людей и нести ее сколько хватит сил, а это значит до своей собственной смерти. Ильину за эту роль безоговорочная пятерка с плюсом.

Но с актерами среднего и старшего возраста, теми, кто кроме кино, не забывает и о театре, в России всегда все было в порядке.

А вот то, что и космос в картине выглядит вполне внушительно, не уступая своим зарубежным аналогам, стало приятным сюрпризом. А уж спуск «Восхода» и вовсе стал одним из сильнейших спецэффектных моментов всего российского кино.

Эрго. Вполне адекватный с точки зрения историчности и очень даже удачный с точки зрения драматургии рассказ о людях, установивших одну из первых, и важнейших вех в освоении космоса. И картинка, изображающая вакуум на уровне, что делает это блюдо еще более вкусным.

Режиссёр Дмитрий Киселёв

В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенёв, Александра Урсуляк, Елена Панова

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.