Кейра Дэлки «Война самураев». – М. «АСТ», 2008
Интерактивная энциклопедия Ниппон коку, или Ожившая мифопоэтика земли Аматэрасу
Страна Восходящего солнца. Второй год эпохи Хогэн.
Кто бы мог подумать, что именно тогда произойдет событие, определившее историю Ниппона на ближайшие 30 с лишним лет.
А всего-то некий Тайра Киёмори, коренастый молодец девятнадцати лет, отправился со своими людьми дозором вдоль берегов Внутреннего моря Сэто.
Дозором, во время которого молодой Тайра встретил саму Бэндзайтэн, богиню удачи, красноречия, мудрости, дочь Царя-Дракона.
Богиня предрекла юному воину великое будущее. Дескать, слушаясь советов ее отца, и сводной сестры Токико, Киёмори достигнет высочайших придворных чинов, а его внук станет императором.
Взамен он должен будет сущую мелочь – возвести в честь Бэндзайтэн святилище на острове Миядзима, а также добыть для Царя-Дракона одно из Трех священных сокровищ — Кусанаги, императорский меч.
Казалось, будущее определено, и никто не сможет противостоять союзу Тайра с божествами Внутреннего моря.
Однако не только Царь-Дракон хотел изменить дальнейшую судьбу земли Нихон.
Были и другие сущности. Не менее могущественные и древние. Имеющие по поводу Родины Солнца свои собственные планы.
Да и люди, как выяснилось, не пожелали быть простыми пешками на этом «празднике жизни».
Далекая и загадочная Япония, с ее гэйшами, хокками и сеппуками, влечет наших людей с не всегда ясной, но всегда постоянной силой. Запад есть запад, восток есть восток, но надежда (скорее всего тщетная) понять, как можно быть настолько странным, никогда не покидала гайдзинские умы.
Для советского ребенка бензинчику в костерок увлечения Японией подлил сперва Игорь Можейко (он же Кир Булычев) своим «1185» , где одна из глав повествовала как раз о Войне Гэмпэй. А затем Джеймс Клавелл «Сегуном».
Однако далеко не все из подросших детей были согласны копаться в классических текстах типа той же «Повести о доме Тайра», или «Сказании о годах Хэйдзи», чтобы в точности выяснить кто, кого, и по какому месту огрел фамильной катаной. Но вспомнить детское увлечение Ниппон коку были бы не против.
Именно поэтому «Война самураев» имеет все шансы заинтересовать практически любого западного человека.
Большинство из которых, взяв книгу в руки, не смогут оторваться от нее до последней страницы.
Ведь у Кейра Дэлки, на самом деле, получилось перенести читателя в Страну Восходящего солнца конца 12 века.
Роман потрясающе атмосферен.
С огромными любовью и уважением, отлично стилизованным поэтичным языком, автор воссоздает Японию того периода. Перед нашим взором промелькнет масса мелочей, формирующих жизнь знатных японцев в эпоху перемен.
Праздники, обряды, обычаи, реакции на раздражители, религиозные, культурные и светские традиции, отношения мужчины и женщины, господина и вассала, старшего и младшего.
При этом роман весьма строго следует фактажу событий, и прочитавший «Войну» вполне может сдавать экзамен по истории Японии конца 12 века.
Плюс, в отличие от сухих страниц летописей, интересных чаще всего настоящим фанатам эпохи, Дэлку пишет настоящий исторический роман. В истинном понимании этого словосочетания.
Книгу, раскрывающую и расцвечивающую характеры персонажей, почти через тысячу лет оживляющую их для читателей. Позволяющую сопереживать, любить и ненавидеть вместе сними. Восхищаться, ужасаться, смеяться и плакать вместе с героями. Находить среди них любимцев, и тех, чье поведение вызывает сильнейшее неприятие. Жить с ними одной жизнью.
Наиболее полно раскрытым является, конечно же, Тайра Киёмори, остающийся с читателем практически до финальных страниц.
Сперва наивный юноша, жаждущий славы, но четко понимающий свое место. Затем повзрослевший мужчина, многое переживший, и стремящийся к заветной цели. Умудренный муж, достигнувший громадных высот. Надменный старик, бросающий вызов богам, получивший все чего желал, допустивший кучу ошибок, и в глубине души понимающий, что пришел час расплаты.
На его примере автор рассказывает о развитии личности, попавшей под гнет власти. О ее развращающем влиянии на человека, достаточно сильного, но заботящегося только о своих, и не способного думать обо всей стране. О вреде гордыни, надменности, чванливости и снобизма. Безоглядной веры в свою исключительность и избранность.
И о том, что в конце концов это никогда не приводит ни к чему хорошему.
Но Киёмори далеко не единственный запоминающийся персонаж в романе.
Как можно позабыть чересчур верного Ёситомо. Любимца Хатимана Ёритомо. Пылкого ученика тэнгу Ёсицуне. Опередившего свое жестокое время Сигэмори. Бесталанного, поддавшегося на удочку зла Мунэмори. Демонического Син-ина. «Вечного» Го-Сиракаву. Мудрую, но зачастую бессильную «дочь морского царя» Токико.
Их можно перечислять и перечислять. Ведь после работы Дэлки ты понимаешь, каждый из них достоин своей отдельной повести, а то и романа.
Но помимо исторического пласта в романе Дэлки существует еще один. Пласт, заново открывающий Японию для огромной армии любителей фентези.
Мифологически-сказочный.
Ведь наравне с людьми на страницах книги мы встречаем и других жителей Нихона. С самого начала автор мимоходом начинает знакомить читателя практически со всеми ее мистическими обитателями. Тут и боги, и разнообразнейшие духи, ками, демоны, тэнгу (только кицунэ как-то не засветились в этой истории). Часть из них активно вмешиваются в происходящее, преследуя свои цели, благие и не очень. Всесторонне пользуясь слабостями и пороками своих людских соседей. Часть только появляются на миг за сценой гулом стихии, или в речах других персонажей.
Но и те и другие абсолютно органичны и неотъемлемы. Причем, как для персонажей, так через некоторое время и для читателя.
И в этом тоже прелесть «Войны самураев».
Книги, позволившей нам на тысячу страниц и много часов погрузиться в атмосферу Ниппон коку. Ближе узнать и почувствовать Японию. И возможно, еще на шаг приблизиться к пониманию этого древнего народа.
Эрго. Шикарная и до одури живая (практически как в кино) мифологическая энциклопедия средневековой Японии. Людям, хоть каплю интересующимся Страной Восходящего солнца, читать в обязательном порядке.
P. S. Единственно жаль, что автора ни капли не привлекает описание сражений. Битвам Дэлки уделяет чертовски мало внимания, в основном кратенько намечая ключевые моменты.
Спасибо захотелось прочесть
всегда пожалуйста)) следите за сайтом — будет еще много вкусного