Ведьмин век, Дяченко М. и С.

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин век». — М.: Эксмо, 2003 (Серия: Нить времен)

Готовы, сударыни мои ведьмы? Тогда приступим, или Повесть о невозможной Любви / Да погибнет скверна!

Великий инквизитор города Вижны Клавдий Старж, разбираясь с пророчеством арестованной ведьмы, не думал, что столкнется в процессе расследования с величайшей угрозой привычному миропорядку.

Неинициированная ведьма Ивга Лис всего лишь хотела нормальной человеческой жизни, жутко опасаясь похода в Инквизицию для постановки на учет.

Кто знал, что их случайная встреча станет тем, что даст шанс этому миру, тонущему в волнах неумолимо приближающихся событий, грозящих изменить судьбы всех живущих на планете.

 

Супруги Дяченко («Луч» (http://perekat.kiev.ua/луч-дяченко-м-и-с/ ) всегда считались одними из лучших русскоязычных фантастов. Лично для меня одной из главных удач их богатого наследия был как раз «Ведьмин век», написанный в далеком 1997 году.

Роман эмоциональный, завораживающий, напряженный, личностный.

Беседующий с читателем о целом ряде людских страхов и важных вопросов.

-Отношении гомо сапиенсов к непонятному, непознанному, иному. Отношении, как легко догадаться, не самому лучшему. Иное, отличное от принятого, не такое как все, то, что пользуется непонятными силами, то, чьи цели и задачи неизвестны, вызывает у обычных людей ужас и агрессию.

И даже если общество толерантно и официально признает этих самых иных (при соблюдении теми ряда правил), отдельные представители общества при столкновении с «фриками» изрядно корректируют официальную позицию. От брезгливого отвращения, травли, прекращения контактов, до самосуда. 

-Общечеловеческом страхе уступить место на вершине пищевой цепи более сильному виду. Тут тоже все понятно. Ведьмы вроде как и не люди вовсе, а конкурент в борьбе за звание главного хищника планеты. А с такими конкурентами гомо сапиенсы не церемонятся – неандертальцы подтвердят.

-Разрушительной любви. Способной заставить творить безумные вещи, не принимать реальность, совершать жуткие ошибки, проявлять махровый эгоизм. Да-да, любовь это не только «амор!», уси-пуси и прочий позитив. У всего в этом мире две стороны.

-Потенциальной возможности совершить зло (в нашем случае по природе своего естества), и что делать с тем, чтобы эта потенциальная возможность не переросла в свершившуюся (да, я в курсе, что об этом писали не раз, в частности Дик, экранизированный Спилбергом («Особое мнение» (http://perekat.kiev.ua/особое-мнение-minority-report-2002/ ).

-Страхе мужчины перед женским воздействием. Перед которым сильная половина человечества, чаще всего думающая одним местом (и это не голова, и даже не попа) устоять не в силах. Страхе перед девичьими манипуляциями, сексуальным воздействием, ночными птичками – силами делающими мужчину беззащитным и уязвимым.

В мире «Века» женщины показаны откровенно угнетенной частью общества. Постоянные проверки, контроль со стороны спецслужб. Здесь не помогут политкорректные и толерантные речи о равенстве, ведь сразу понятно кто согрешил перед Господом (хотя религии в нашем понимании тут нет), из чьих рядов появляются две самые страшные угрозы этого мира.

Мира близкого к нашему, но с некоторыми важными отличиями. Как вы уже поняли, ведьмы тут не пугало, дающее возможность мужикам безнаказанно утолить свою жажду крови и дополнительно утвердить превосходство над слабым полом, а реальность. Причем реальность злокозненная и с непонятными целями. Ведьмы не преследуют выгоды, не алчут власти, они просто вредят людям. Эпидемии, мор скота, безрассудная жестокость, принуждение к самоубийствам и психическим срывам. В таком мире без Инквизиции просто не обойтись. Без людей, способных как выявить ведьму, так и противостоять ее силам на равных.

А ведь кроме ведьм тут имеются навки — ходячие трупы, несущие смерть. Причем смерть, на которую частенько жертвы идут чуть ли не добровольно. Что интересно, навьями занимается другая спецслужба «Чугайстер» — танцоры в мохнатых безрукавках. А местный герцог не дурак – разделяй и властвуй, по классике.

Как видите, социальных и психологических этюдов авторы не пожалели.

Но в первую очередь «Век», как и многие другие вещи Дяченко, о большой Любви в ее позитивной ипостаси.

О любви странной, невозможной, всевластной, нелогичной. Любви людей, разделенных годами, отнюдь не сверстников. Любви, для которой не место и не время. Любви, не делающей акцент на Эросе, слабо напоминающей привычную страсть, эгоистичное, всевластное и манипулятивное желание обладать. Любви, вдохновляющей, дающей силы, дарящей своим адептам сладкую зависимость и выстраданное счастье. Любви, способной сперва почти погубить, а затем спасти мир.

Дяченки покажут, как возникает это великое чувство. Через злобу, отчаяние, сочувствие, ответственность, заботу, интерес, общее дело, опасность, потерю. И к чему приводит.

Основных персонажей и главных героев у нас ровных счетом двое. Оба отлично прописаны, снабжены мощным шлейфом роли и быстро становятся близкими друзьями читателю. Благо люди хорошие.

Клавдий Старж — Великий инквизитор города Вижны. Юнец, утонувший в любви, переживший  жуткую утрату и совершивший одно нехорошее дело (или два?). Мужчина, отринувший любовь, посвятивший жизнь борьбе со скверной (во искупление?). Человек понимающий всю грязь методов работы его организации, но не видящий другого выхода. Сильный, умный, опытный, курящий как паровоз.

С жизнью Клава мы будем знакомиться в двух временных линиях: в настоящем, и во времена той самой бурной юности.

Ивга Лис. Рыжая веснушчатая ведьма, с детства пытающаяся примириться со своей инаковостью. Ни капли не собирающаяся вредить людям, но до ужаса боящаяся визита в Инквизицию. Жаждущая простого человеческого счастья, любви, защищенности, семьи. Тонкая, изящная, пугливая, но способная выживать на улице и собраться, когда нужно.

В первой половине книги у нас две отдельные линии от лица каждого из героев, позднее они сплетаются в клубок, который никому из протагонистов в одиночку не расплести.

Несмотря на то, что повествование идет не от первого лица, погружение в жизнь главных героев Дяченки обеспечивают по полной. Размышление, общение, психологические реакции,  чувственные отклики, воспоминания, проблемы, постоянный выбор помогают сродниться с героями.

Ярких второстепенных персонажей в романе почти нет, возможно, чтобы не отвлекали от основных протагонистов.

Интрига на уровне, нагнетание обстановки происходит на протяжении всего романа, и что конкретно происходит, долгое время остается тайной как для читателя, так и для героев. А когда обстановка проясняется, становится неясно, как герои собираются выпутываться из сложившихся обстоятельств.

Изюминкой на вкусном пироге выступают дневники 400-летней давности, с их бессмертными «сударынями ведьмами».

Эрго. Пронзительный, эмоциональный, напряженный гимн Любви. Отличные персонажи, множество затронутых морально-этических вопросов, мощная интрига, полное погружение в роман.

Обзор второй книги цикла «Ведьмин зов» читайте тут http://perekat.kiev.ua/ведьмин-зов-дяченко-фентези-книги/

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.