Одиссея под сенью Христа, или Эпическая история одной судьбы
26-й год Нашей Эры. Иудея.
Иуда Бен Гур был одним из богатейших и влиятельнейших людей не только Иерусалима, но и всей страны.
Посему он не ждал ничего дурного от назначения нового римського трибуна. Тем болем, что им стал Мессала, старый друг Иуды, в молодости даже спасший ему жизнь.
Однако оказалось что за долгие годы, которые они не виделись, Мессала изрядно изменился. Его интересует только карьера, и для того чтобы держать в покорности столицу Иудеи, трибун готов на все что угодно. В том числе и на то, чтобы сделать Бен Гура доносчиком, предающим свой народ. Однако Иуда патриот, и не хочет отправлять своих соотечественников на смерть.
Но простит ли Мессала отказ, или захочет наказать бывшего друга?
И все это время над песками Иудеи шелестят слухи о приходе Мессии, Сына Бога, воплотившегося в молодом плотнике из Назарета.
11 оскаров (результат, повторенный лишь «Титаником» и «Возвращением короля»). 5 «Золотых глобусов». 164 миллиона сборов при 15 бюджета (по ценам 1959-го!). Слава одного из лучших пеплумов за всю историю кино.
Лента действительно интересная, но требующая определенного настроя.
Во-первых, длится она 3 часа 22 минуты. Хронометраж, с которым современный зритель (понятно я не имею в виду фанатов сериалов) не сталкивается, и от которого отвык напрочь.
Во-вторых – как такового действия за это время вы узреете неполные 10 минут галерного боя, и столько же колесничной гонки. Все!
И вот теперь, осознав эти два факта, и отыскав соответствующее внутреннее состояние, можно садиться за картину. Потому что посмотреть ее однозначно стоит.
Шикарная работа оператора, сочная, яркая картинка (даже в пустыне), огромное количество массовки (до 50 тысяч), антуражная (хотя и чересчур навязчивая) музыка, завораживающие римские шествия и парады. Да, как вы наверно догадались, о компьютерной графике в те времена речи не шло.
И, главное, интересная история, вполне адекватно передающая тот легендарный период, когда по земле ходил Сын Бога. Понятно, что тогда все в Иудее вертелось вокруг этой монументальной фигуры. Причем, самого Спасителя в картине практически не показывают, а лица его мы и вовсе не увидим (шикарно работающий прием). Силуэт со спины, руки, подающие воду, склоненная голова на кресте. И этого достаточно. Даже мимолетной встречи, пары касаний, и лучика надежды хватает, чтобы изменить судьбу главного героя.
Судьбу человека, бросаемого с вершины в бездну отчаяния, затем поднимаемого на небеса, чтобы вновь окунуть в пучину горя, и снова… Настоящая Одиссея, полная перипетий, горестей, чудес, надежды и любви.
С развитием образа, как видите, тут все в порядке. Богатый изнеженный принц в начале, чуждый насилию и не любящий убийства. Обреченный смертник, верящий в чудо и находящий в себе силу жить. Фурия мести, при этом остающаяся вполне благородным человеком. Отчаявшийся сын и брат, решающийся на безнадежное сопротивление. Человек, обретший покой и бога.
И это при том, что Чарлтон Хестон аж никак не демонстрирует чудес лицедейского мастерства (Оскар за лучшую мужскую роль, похоже, пошел «прицепом» к остальным наградам). Может, конечно, в те годы был принят такой стандарт актерской игры, но сейчас столь редкие эмоции, и несколько однообразное выражение лица вряд ли возбудили бы самых непритязательных ценителей кино. Да и остальные артисты ничего особо интересного не показывают. Разве что Хью Гриффит с его шейхом Илдеримом. Шейх на фоне каменноликих римлян и иудеев выглядит настоящим живчиком, полным переживаний и жизни.
Да и подсократить картину, будем честными, вполне было возможно как минимум минут на 20. Самый яркий пример несдержанности режиссера — сцена проезда колесниц перед скачками, они там что, песок на арене утаптывали? Пока весь не пригладят колесами, начать никак не могли?
Фильм поставлен по книге американского писателя Лью Уолласа, впервые изданной в 1880 г.
Но при всех нюансах и оговорках у Уильяма Уайлера получилось снять яркое и увлекательное эпическое кино о времени, когда боги ходили среди людей, среди евреев встречались не только купцы, но и герои, а над всем царила снисходительно-брезгливая римская империя.
Причем, что интересно – несмотря на то, что во время создания фильма на планете существовали две силы, вполне равнозначные по мощи и давлению на окружающих с империей Рима, ассоциативный ряд картины приводит к сравнению тоталитарной машины с берегов Тибра скорее с Америкой, чем с СССР. И даже излюбленные американцами мантры о свободе не очень помогают. Может это агрессивное поведение Штатов в корейской войне виновато, «новая линия в политике» в отношении СССР, или опосредованное влияние той самой фигуры, вокруг вертелось все в Иудее? Кто знает.
Эрго. Классический эпик о судьбоносной для всей земли эпохе, поданный через призму одного человека. Яркий, завораживающий, мощный, чуток подзатянутый и требующий определенного настроя, но однозначно стоящий потраченного времени.
Режиссер: Уильям Уайлер
В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит, Стивен Бойд, Хью Гриффит, Марта Скотт, Кэти О’Доннелл, Сэм Джаффе, Финлэй Карри, Фрэнк Тринг, Теренс Лонгдон, Джордж Релф, Андре Морелл, Ади Бербер, Марина Берти, Хью Биллингсли, Джерри Браун, Роберт Браун, Ландо Будзанка, Джо Канутт, Отелло Капанна, Эмиль Каррер, Ричард Коулмэн, Майкл Космо, Альфредо Данеси, Дэвид Дейвис, Виктор Де Ла Фоссе
Обзор ремейка 2016 года читайте тут http://perekat.kiev.ua/бен-гур-ben-hur-2016/