Альфа (Alpha), 2018 — рецензия (обзор)

Повесть о первой собаке, или Доброе сердце, развивающее человечество

Европа. 20 тысяч лет назад. Группа мужчин из маленького первобытного племени отправляются на большую охоту. Дело сложное, опасное, и для сына вождя, юного Кеда (Смит-Макфи) заканчивается не лучшим образом.

Он остается один, с поврежденной ногой, вдали от дома, до которого много дней пути. Вдобавок начинается зима. Рассчитывать не на кого, кроме себя. Себя и раненного зверя, подобранного по дороге. Человек и волк. Немыслимый союз, способный изменить мир. 

 

Подростковое приключенческое кино бывает разным. Приторным до икоты, глуповатым и слабо логичным. Или эмоциональным, не лишенным ошибок, но вполне способным научить чему-нибудь подрастающее поколение. «Альфа» скорее относится ко второму типу, впрочем, избежать некоторых болячек первого у постановщиков не получилось.

Сперва о приятном.

Потрясающая природа. Будто BBC с NGO долго и упорно консультировали операторов и те прилежно изучали заветы профессионалов. Почти каждый кадр  можно смело печатать на цветном принтере и вешать на стену в качестве картины. Или на рабочий стол компьютера как его основной фон. Это при том, что местность не отличается буйством жизни и красок. Тут нет зеленого царства джунглей, весенних степей, пробуждающихся саванн или бушующих морских волн. Серые равнины, холмы, реки, редкие скалы, еще более редкие чахленькие леса. Но смотрится все это просто великолепно.

Снималась картина в основном на острове Ванкувер (Британская Колумбия) и в Канаде, помогала Исландия.

 До конца непонятен вопрос с использованием компьютерной графики. Какая часть из природного великолепия Alpha настоящая, а какая создана руками умельцев-айтишников. Понятно цифровые мамонты и шерстистые носороги. Скорее всего большая часть бизонов. А гиены? А волки? А снежные бураны? Весьма было бы любопытно прояснить этот момент, но информации маловато.

Но сколько бы ни было на самом деле в волчаре анимации, а сколько «натуры» (скорее всего одно совмещалось с другим), один из двух главных героев фильма – собака/волк Альфа вышел отличным. Естественные повадки, движения и позы, ум, звериная ярость и щенячья игривость, способность порвать кого угодно и трепетно заботится о друге и вожаке. Интересно были показаны моменты чередования кнута и пряника при налаживании связи между человеком и зверем. Прям по всем законам дрессировки.

Кеда (Коди Смит-МакФи («Люди Икс: Апокалипсис», «Планета обезьян: Революция») также не подкачал. Живой, любознательный, чувствительный, обстоятельный, умный.  Хрупкий, ранимый, неуверенный, пугливый. Постепенно матереющий в дороге, Кеда демонстрирует юному зрителю впечатляющую историю взросления и возмужания мальчика через преодоление трудностей. Причем за весьма короткое время. Заметьте, текста у паренька немного, в основном он играет на внутренних состояниях и эмоциях. И делает это вполне успешно. Да, вызывает вопросы его мнительность и слишком уж тонкая душевная организация в дебюте. Парень, в то первобытное время не умеющий разжечь огонь и прирезать добычу, вряд ли дожил бы до своих 10-13 лет. Но ладно, принимаем эту условность, благо она введена не просто так, а с умыслом. Концепция «доброго сердца» превалирующая в картине, ведет через невзгоды Кеду и заставляет задуматься зрителей, привыкших решать все проблемы с позиции «злого сердца». А ведь только добрые люди, по мнению постановщиков, продвигают человечество вперед и способны совершать качественные скачки в развитии цивилизации. Как видите, идейно «Альфа» весьма хороша, уместна и толкова.

Как и с точки зрения приключения. Длинный квест-путешествие по просторам той самой прекрасной природы. Преодоление невзгод и собственных слабостей. Взросление и забота о друге. Кровожадные хищники и жуткие погодные условия. Причем постановщики обошлись без людской подлости, этот аспект вынесен за скобки. Лишь природные катаклизмы и борьба с проблемами, обеспечиваемыми собственным организмом. Как физическими, так и психологическими. Зато этих перипетий создатели ленты отсыпали протагонисту от души. Порой даже с избытком.

Да и эмоционально «Альфа» на высоте. Сопереживание персонажу цветет и пахнет. За его судьбу и долю Альфы искренне волнуешься, хотя и понимаешь в глубине души, что все должно быть в порядке (семейное кино все-таки).

Порадовали кривоватые копья – эдакая здоровая доля натурализма. А вот чересчур ухоженный вид первобытных людей с крепкими белыми зубами несколько огорчил.

Теперь о том, что озадачило.

-Идея большой охоты минимум в трех сутках пути от стойбища (а то и больше, нам показали всего три ночевки). Зачем так далеко? В районе стойбища нет дичи? Откочуйте туда куда есть, чем собственно и занимались наши очень далекие предки. Боитесь хищников? Сделайте колья огораживающие лагерь повыше и поддерживайте огонь. Все это выглядит на порядки логичнее, чем отправление 12 мужиков за 100 верст киселя хлебать. Ну наохотили вы бизонов. Много. Ну очень много! Дальше что? Вес бизона от 400 до 800 (а то и до тысячи кг). Допустим, туши разделываем на месте. Соответственно от гипотетического 500-600 килограммового быка остается около 300 кг мяса. Черт с ним, что было бы неплохо его просолить или провялить, может первобытным людям «с душком» кушать приятнее (ничего навроде предварительной обработки добычи нам не показывают). Главное не это. Как вы его к родным осинам тащить собираетесь? Вьючных животных еще не придумали. Лодок тоже, деревьев для плотов нет (даже если вы до реки доберетесь). Остается один выход – волокуши. Сколько один мужик может упереть на волокушах? Вопрос к знатокам, но вряд ли больше одной туши. Не забываем, до дому минимум три дня ходу через места, где водятся хищники. Соответственно в лучшем случае вы притараните 3 с небольшим тонны мяса. И это на год на все (пусть и небольшое) племя? Не кажется вам, что такая овчинка не стоит выделки?

-Гиен трогать не будем, хотя их наличие в Европе вызвало некоторое удивление. Ладно-ладно, помним про вымершую пещерную гиену (хотя жила она все таки в пещерах, а нам показывают их на равнинной местности).

-Момент реальности ухода зверя из стаи оставим для комментариев знатным волковедам.

-Как то слишком уже долго блукал наш герой на обратном пути. Понятно, заблудился, понятно выходили поздней осенью, «зима близко», но такое впечатление, что блуждал парень не одну неделю.

-А вот чем, например, наш герой питался в снежную пургу, дующую с утра до вечера, и где брал дровишки посреди снежной пустыни, вопрос поинтереснее.

-И самый неправдоподобный момент с купанием. На 90 процентов – труп. В реальности меньше часа ходьбы по морозу с промокшими в полынье ногами – обморожение и ампутация пальцев. И это не кинематограф, а суровая реальность — рассказ из жизни северных широт, этого неудачно промочившего ноги человека Катерина знала лично. А теперь представьте купаньки по морозу и жуткому ветру со снегом? И чахлым костерком потом? Да он бы его просто развести не успел.

Как видите, вопросов к биологической, антропологической и выживательной сторонам картины хватает. Но фильм это не сильно портит. Все же он рассчитан на подростковую аудиторию и семейный просмотр. А такая публика к логическим неувязкам цепляется поменьше.  

Эрго. Приятное доисторическое приключение-квест о взрослении мужчины, с шикарными картинами природы и качественной идейной подоплекой.

Режиссер: Альберт Хьюз

В ролях: Коди Смит-МакФи, Наташа Мальте, Леонор Варела, Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон, Йенс Хультен, Мерседес Де Ла Зерда, Прия Раджаратнам, Спенсер Богерт, Патрик Флэнеган, Майкл Круз Даль

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.